Высказывание о Ки №19 - Сила воли


Мы продолжаем публикацию переводов бесед Кристофера Куртиса со своими учениками об основных смыслах и понятиях в Ки-Айкидо. Куртис-сэнсей обсуждает со своими учениками 22-а высказывания Коичи Тохея о Ки (Шокушу). В сегодняшнем материале обсуждается Шокушу №19 — Сила воли. 

Куртис сэнсей - обладатель 8-го дана ки-айкидо, шеф-инструктор Гавайской федерации ки-айкидо, официальный ки-лектор.


Высказывание о Ки №19 — Сила воли

 19 марта 2014 года

  

Добрый вечер. 

Сегодня пройдёт обсуждение 19-го Шокушу под названием «Сила воли». 

Обычно мы думаем о силе воле так, как мы обычно используем её в повседневной жизни. Например, «Мы используем нашу силу воли, чтобы преодолеть трудности и получить что-то, чего мы желаем». Я хочу, чтобы вы запомнили это. В таком случае Тохей-сэнсэй говорит: «Если у нас появится понимание об источнике силы воли, мы сможем выполнять важные задачи». И позже я спрошу вас, что это за важные задачи? На что он указывает здесь на самом деле? Эта концепция о силе воли может оказаться не такой популярной. 

Когда мы присоединяемся к воле вселенной (и никто не может знать, что это такое, поэтому мы не можем присоединиться к ней преднамеренно), но если мы переведём своё состояние ума в восприимчивое и открытое, и не оценивающее в данном моменте (мы называем это «Удержанием Единой Точки»), тогда что бы ни случилось, мы будем соединены с этим моментом. Мы будем следовать ему. Помните о четырёх принципах практики: проявиться, открыться, следовать моменту и не пытаться ничего исправить и принять всё, как есть — и продолжать в том же духе. 

То есть именно это мы и называем «следованием воле вселенной». Это не означает, что даже если вы делаете это, вы знаете что-то о воле вселенной. Мы следуем моменту, что бы ни происходило. Но это очень сложно, верно? Потому что всё, что встаёт на пути нашего следования, это всё исходит от нашей относительной личности, и мы полностью состоим из этого, и каждая йота этой структуры состоит из предпочтений, личных предпочтений. Каждая обусловленность, которую мы приобрели, является личным предпочтением. Мы ненавидим её или любим, или нечто среднее. Поэтому нам нужно перестать быть рабами этого, чтобы следовать воле вселенной. Иначе мы будем следовать лишь нашей собственной воле, а это, возможно, не то, на что он здесь указывает. 

Итак, я прочитаю версию «Силы воли» из книги Шокушу, идущую под номером 19 Ки-высказываний. 

«19. Сила воли 

Старая восточная поговорка гласит: если наша сила воли находится в гармонии со вселенной и она сосредоточена на камне, то она может пройти сквозь него. В этом состоянии разум может управлять ветром, дождём и молнией. Но откуда берётся наша сила воли? Те, кто понимают это и могут ответить на этот вопрос, могут выполнять важные задачи. 

Когда мы согласовываем душу и тело, успокаивая волны нашего разума до бесконечно уменьшающихся колебаний, мы можем высвободить нашу мощную силу воли, которая способна придать движение вселенной.» 

А теперь, Саяка, не могла бы ты прочитать нам японскую версию?

 (Она читает.) 

Очень хорошо. Спасибо. 

А теперь я прочитаю дословный перевод, настолько близкий к оригиналу, насколько мы смогли это сделать. Саяка всегда приносит мне дословный перевод, а затем мы работаем над ним. Иногда я его немного изменяю, чтобы он стал более понятным на английском языке, но, как вам известно, никогда не выходит тот же перевод, что и в книге Шокушу. 

«19. Сила воли 

(Здесь ничего не говорится о какой-либо старой восточной поговорке.) Сконцентрированная сила воли может пронзить даже камень. Это естественно возникающее состояние ума может усмирить даже шторм и грозу. 

Откуда происходит это состояние ума? Человек, выполняющий важные задачи, обретает понимание этой силы из опыта. 

Когда мы успокаиваем волны нашего разума от молекул до атомов, от атомов до электронов, проявляется огромная сила воли, которая соединяется со вселенной.» 

Я собирался заменить «от молекул до атомов, от атомов до электронов» на что-то типа «бесконечно уменьшающаяся рябь, или энергия», но Саяка не позволила мне. Она сказала: «Нет, нет, это именно то, что там говорится». Я согласился, и затем она добавила: «После Вы можете пояснить это». 

Вы знаете одну историю о старом крестьянине, который живёт со своим сыном и женой, и его сын выполняет много работы по хозяйству, и у них есть лошадь. Однажды его сын оставляет ворота пастбища открытыми, и лошадь убегает. И все соседи говорят крестьянину: «Ох, бедный ты человек. Как ты выживешь без лошади?» А крестьянин ответил только: «Посмотрим». 

На следующий день лошадь вернулась вместе с ещё одной лошадью. Она встретила друга. Теперь у крестьянина было две лошади. И тогда сосед сказал: «Ты такой везучий. Можешь себе представить? Теперь у тебя две лошади». А крестьянин ответил: «Да, посмотрим». 

Теперь сын должен объездить новую лошадь, потому что она дикая. И во время объездки сын падает с лошади и ломает себе ногу. Теперь соседи сказали: «Ой, несчастный, как ты будешь вести хозяйство, когда твой сын сломал ногу?» И крестьянин ответил: «Посмотрим». 

На следующий день приходит армия и призывает всех молодых мужчин, кроме его сына, потому что его сын был со сломанной ногой. И сосед говорит: «О, ты такой везучий». А крестьянин отвечает только: «Посмотрим». 

И эта история может продолжаться всё дальше и дальше. Это то, что мы называем мудростью. Это к вопросу: «Что такое важная задача?» 

Когда я был молодым, как и все из нас, были препятствия, которые я должен был преодолеть. Мне это нужно было для колледжа, несмотря на определённые трудности, я всё же справился хорошо и получил большую стипендию и отправился на восток в самый популярный колледж, Университет Карнеги-Меллон, чтобы изучать театральное искусство, и, несмотря на последовавшие трудности, мне удалось его закончить. Затем я успешно работал в театре в Нью-Йорке. Под «успехом» я подразумеваю, что я работал актёром. Всё это мои друзья считали за огромный успех, выполнение важных задач. Была только одна проблема: мне не нравилось то, кем я стал после выполнения всех этих важных задач. У меня было всё, чего я хотел: деньги, определённый уровень известности, друзья и прекрасное образование. Мне нравилось играть на сцене — это было действительно весело, всё равно что остаться ребёнком на всю жизнь и получать за это деньги. Но мне не нравилось то, кем я стал, поэтому я не считал все эти вещи важными задачами. Позже я прекратил этот образ жизни. 

И вскоре после этого я встретил Сузуки-сэнсэя, а потом Тохея-сэнсэя, и я понял, что есть гораздо больше «важных задач», чем я думал. Я прожил свою жизнь, воспитал четверых детей, отправил их в колледж, открыл три разные компании и управлял ими, женился, что важно, женат до сих пор, что также важно: написал книги, стал главным инструктором Ки-федерации на Гавайях и стал наставником Ки-сообществ в некоторых европейских странах, путешествую по всему миру, занимаясь преподаванием. Многие люди смотрят на всё это и думают: «Вы выполнили важные задачи». Но смысл не в этом. То есть возможно, но не обязательно, что важные задачи — то, чем они кажутся на первый взгляд. Это не важные задачи. Единственная важная задача — это присутствовать в настоящем моменте. Вот чему Тохей-сэнсэй и Сузуки-сэнсэя научили меня: быть в настоящем моменте, передать свою личную волю воле момента, или воле вселенной. 

 И хотя я этого не знал, когда я покидал театр, это именно то, что я и искал. Я подозревал, что должно быть что-то абсолютно иное, и я и представить себе не мог, что это то, что станет однажды для меня важной задачей. 

Ученик: Учитель, Вы сказали, что Вы ушли из театра, потому что Вам не нравилось то, кем Вы были. И мне интересно, неужели ничего нельзя было поделать с театральной карьерой? То есть Вы могли бы остаться в театре и счастливо работать актёром, и заниматься всем остальным. Это ведь не было чем-то, что Вам не нравилось. Другими словами, то, что Вы чувствовали себя не в своей тарелке, никак не было связано с окружением, верно? Это был Ваш взгляд на ситуацию, а не реальное положение вещей. 

Да. Думаю, я понял твой вопрос. Я не говорю, что при немного других обстоятельствах немного другой человек не был бы доволен, делая то, что делал я. И в каком-то смысле я сам был очень доволен. А когда я ушёл, я сделал многих людей несчастными, потому что это не та профессия, в которой большинство людей может преуспеть, имея только амбиции. Не так уж много людей, кто сможет стать успешным в этом причудливом театральном мире. Поэтому все мои друзья, с которыми я ходил в школу, если они всё ещё не достигли этого успеха (с тех пор некоторые из них стали успешными, но большинство нет), очень расстроились из-за меня. «Как ты можешь отказаться от этого? Как ты можешь оставить всё это? Ты как будто бросаешь это нам в лицо, словно оно не имеет никакой ценности.» А я не мог объяснить им причины, кроме той, что я не чувствовал себя хорошо здесь. 

В общем, в то время я списывал это на внешние факторы. Со временем я понял, что они никак не были связаны с этим. Я был вынужден осознать это на более глубоком уровне, и в той атмосфере мне было действительно тяжело сделать это. Поэтому я ушёл и удалился от мира на три года, где я убрал прочь всё отвлекающее и провёл все эти годы, пытаясь постичь, что происходило в этой жизни и что в ней было стоящего. Потому что у меня было всё, чего я желал, но для меня это не имело ценности. То есть относительная ценность, конечно, была, но я не искал относительной ценности. Я не искал «состояния счастья». Я хотел узнать, почему я здесь в этом теле, что происходит. Но это уже другая история. И поэтому я пришёл к Тохею-сэнсэю и Сузуки-сэнсэю, и хорошо это или плохо, но я сегодняшний — это результат тех исканий. 

Возможно, мне стоит ещё кое-что сказать об этом, потому что могут подумать: «И? Ты нашёл это, то, что ты искал?» Как будто есть «что-то», что можно найти. Мы говорили только что о выполнении важных задач. Но я сказал, что единственная важная задача — это находиться здесь и сейчас, в настоящем моменте. Быть в настоящем моменте — означает, что вы находитесь в состоянии исследования. Например, когда мы слушаем всё вокруг: птиц, игру на теннисном корте, голоса, машины — это истинное состояние исследования. Мы слушаем, чтобы услышать, что происходит. То есть мы просто используем одно из наших чувств. Но даже этот процесс слушания делает нас спокойнее, и, если мы действительно слушаем, мы становимся очень спокойными. Верно? Поэтому быть в настоящем означает полностью включиться в слушание всеми доступными вам средствами, всеми мыслями, всеми эмоциями, всё обращено к запросу: «Что? Что это?» 

Таким образом, это продолжающийся процесс исследования. Но нет чего-то, что нужно найти. Поэтому вы можете понять это так, как я сказал: оно есть и потом его нет. Будет большой ошибкой полагать, что есть что-то, какая-то истина, к которой вы можете прийти, которую вы можете продать, которую вы можете записать так, что любой скажет: «Ах, вот, это истина. Понятно». Нет, не совсем. 

Ученик: Это слушание без накладывания на него истории. 

Да, этих всех обусловленностей, наполненных предпочтениями: за и против. Это и есть такая история. Ты прав. Это очень сложно и требует много практики, и это требует, чтобы ты отдал свою волю этому, потому что твоя личная воля сделана так, что она выполняет что-то во благо тебе и тем, кого ты любишь. Я бы назвал это бесплодной победой. Но когда ты молод, ты не замечаешь этого. Я безусловно не замечал до тех пор, пока не дошёл до определённой точки, обернулся вокруг и сказал: «Здесь ничего нет. Что всё это такое?» Это очень сбивает с толку. 

Ученик: Учитель, не могли бы Вы подробнее остановиться на том месте, где говорится: «существующее состояние ума может усмирить даже шторм и грозу»? 

Да, хороший вопрос... «и сосредоточенный разум проходит сквозь камень. И подобный разум подчиняет себе даже бурю и грозу». Ба-бам, ба-бам! Это постоянно напоминает мне те фильмы о трёхстах воинах, со всеми этими молниями и всяким таким. Да, это похоже на нечто магическое, не так ли? Как будто, если ты совершенный Айкидока, ты должен быть способным выйти на улицу и изменить погоду, да? Это так по-вашему работает? Нет, конечно нет. «Старая восточная поговорка гласит.» Это метафора, которая указывает на тот факт, что проблема, неважно насколько твёрдая, как камень, - как будто покрывает нас панцирем, доминирует и порабощает нас; сосредоточившись полностью на единении души и тела или в Единой Точке, мы можем постичь эту проблему, пройти сквозь неё. И волны, и бури, и грозы в нашем уме — вся эта эмоциональная шумиха, окружающая эту проблему, какой бы она ни была, эта сложность рассасывается или становится видимой насквозь, или осознаётся как пустая и несерьёзная этим ясным, пронизывающим разумом. 

Это очень похоже на совокупность образов, которую мы используем в шокушин но гьё (мисоги с колокольчиком). Мы говорим: «то хо ка ми э ми та ме». «Острым мечом моей воли я пронзаю зеркальную вселенную и шлифую свой характер, как прекрасный хрустальный шар.» Конечно же, это метафора. Нет никакого хрустального шара, и нет никакого острого меча. Но когда ты слышишь подобное... Смотри, это проблема, которая продвигает магическое мышление во всех религиях, и вот почему чудеса так необходимы для верующих. Идея здесь в том, что твоя личная воля становится такой мощной, когда Бог на твоей стороне, что ты можешь победить любые трудности, любую армию, заработать сколько захочешь денег, влиять на разумы миллиардов людей, иметь славу и прочее. И даже в первое время существования Айкидо, с О'Сэнсэем, и я должен сказать, что, даже Тохею-сэнсэю нравилось рассказывать выдуманные истории об О'Сэнсэе, в которых всё было так, как будто бы он был чудотворцем, уворачивающимся от пуль и тому подобное, такие же истории распространялись и о Тохее-сэнсэе. Это было в самом начале, потому что, когда тебе нужно заполучить последователей, учеников, тебе нужно продать этот материал. И именно так ты и делаешь это — посредством чудес: «Он может делать то, чего ты не можешь». 

Настоящее чудо в том, чтобы быть в настоящем, в этом моменте. Это величайшее чудо на свете. И если ты будешь в согласии и гармонии с волей вселенной и вселенная прекратила дождь, кто сделал это? Ты можешь поднять свою руку, то есть это и будет ошибкой, но ты можешь, и люди так делают, во все времена. Вот, что такое чудо. Если твой разум свободен, когда вселенная меняет своё решение, ты вместе с ним. 

Поэтому да, большая ошибка — читать это Шокушу и думать, что есть что-то магическое, что можно обрести с помощью медитации и Ки-дыхания. Ну, что-то «магическое» есть, если ты хочешь использовать это слово в качестве метафоры. Но мы не хотим развивать магическое мышление нашего разума или разума наших учеников. Мы хотим быть уверенными, что мы этого не делаем. 

Если ты заметил, многое из того, что делалось раньше в Айкидо, делалось для того, чтобы доказать людям, насколько Айкидо выдающиеся. Однако, как по мне, удивительную и мощную сущность Айкидо невозможно увидеть. Что делает Айкидо необычным — так это то, что ты можешь научиться Удерживать Единую Точку. С помощью этой практики ты можешь научиться, как присутствовать в настоящем моменте. Вот, что делает его таким потрясающим. 

Знаете, О'Сэнсэй держал свой боккен направленным в сторону, примерно так. Вы видели это на фотографиях и, возможно, даже в фильмах, где три или четыре его ученика пытаются давить против направления меча, но не могут сдвинуть меч. Только что посмотрев этот фильм, я поехал к учителю в Сан-Франциско, к Шиохиро-сэнсэю, потому что Сузуки-сэнсэй вёл там семинар. Сузуки-сэнсэй отдыхал вечером, а я отправился в Сан-Франциско с Шиохиро-сэнсэем на его вечернее занятие. По дороге домой, в машине, я упомянул, что недавно смотрел фильм, где О'Сэнсэй держал свой боккен направленным в сторону и ученики толкали его, и я сказал: «Вы же были там. Вы были в этом фильме, один из тех учеников, кто толкал». И он ответил: «Да, когда я был деши, меня часто просили толкать меч». И я сказал: «Ого, наверное, это было нечто». И тогда он сказал: «Ну, один из нас должен был придерживать его в обратную сторону, когда двое других толкали». Я был раздавлен, моё сердце было разбито, потому что, бам! ещё один герой потерян. Но, конечно, боготворить кого-то за что-то подобное очень недальновидно. И снова, бессодержательно, пусто. 

Конечно мы хотим выполнять важные задачи. Поэтому очень важно, что чем больше практики, чем старше ты становишься, чем больше ты тренируешься, тем чище будет твоё ощущение того, что важно. Это не имеет ничего общего с ощущениями твоей юности, когда ты наполнен тестостероном и амбициями и ослеплён этим. 

Ученик: Учитель, считаете ли Вы, что это Шокушу напрямую относится к практике отомо? 

Поясни, в каком именно отношении ты видишь сходство с практикой отомо? 

Ученик: Не мешать себе присутствовать в настоящем моменте. 

Абсолютно верно. В начале, когда ты молод и если тебе повезло, что кто-то назначил тебя в качестве отомо, тогда ты стараешься сделать всё хорошо. Когда у тебя не получается, ты чувствуешь себя ужасно, а когда получается, ты чувствуешь себя на миллион. И ты даже можешь рассказать кому-то о том, как ты преуспел или наоборот, потому что это так переполняет. То есть ты следуешь своей собственной воле, и это не отомо. Пока так происходит, мы не называем это отомо. Отомо — это когда, как ты сказал, ты просто отбрасываешь, как сказал однажды кто-то очень мудрый: «разум и тело исключаются». Ты отбрасываешь свою собственную силу воли. Ты отказываешься от своих собственных предпочтений. А когда ты отбрасываешь относительные предпочтения, тогда ты просто находишься здесь с учителем, и что бы ни происходило происходит. Ты реагируешь мгновенно, как животное. У животных нет каких-либо мыслительных предпочтений, поэтому им ничего не мешает. Поэтому если ты позволишь этому уйти с пути и последуешь дальше, тогда в какой-то метафорической драматичной ситуации между тобой и твоим учителем ты как бы действуешь, как во время медитации. Ты позволяешь своим предпочтениям уйти. Ты позволяешь своей воле уйти и учишься следовать. Вот почему О'Сэнсэй сказал, что вы не сможете научиться вести в Айкидо до тех пор, пока вы сперва не научитесь следовать в качестве уке, потому что ведение на самом деле является следованием. И если вы не пройдёте через этот процесс, то не сможете понять. Вы думаете, что вести — это руководить, говорить людям что делать, показывать им куда идти, направлять их. Но вообще-то если вы лидер и вы хотите быть успешными, вам просто нужно слушать. Вы не просто слушаете людей, потому что люди часто ненормальные, но вы слушаете момент. Вы прислушиваетесь ко вселенной, ко всему, что происходит. 

Я абсолютно не имею в виду, что лидер должен делать всё, что ему говорят люди, что является довольно странной концепцией в этой стране. Люди думают, что демократия — это выполнение того, что люди говорят тебе делать. Если вы в Конгрессе, то вы должны исполнять то, что избиратели думают вы должны делать. Нет. Вы должны делать то, что делает вселенная, нравится вам это или нет. Это служба. Это очень трудно принять современным людям, вы заметили? Потому что это происходит везде и всюду. Все стараются получить что-то для себя. И я даже не говорю, что одна либо другая сторона права или ошибается. Просто замечайте это. Просто замечайте, понимаете? 

Ученик: Вообще, возвращаясь к О'Сэнсэю, для меня самым удивительным является этот центр мира и спокойствия во время Второй мировой войны в Японии. Что он мог обладать этим ясным видением мира посреди тех ужасных вещей, которые тогда творились на планете. То есть все из нас могут обрести этот момент прямо сейчас. 

Да, спасибо. Именно так. Мир — это не отсутствие войны. Мир — это то, что происходит внутри тебя. Это огромное непонимание. Хотя это было понятно Нельсону Манделе, понятно Махатме Ганди и, конечно, Иисусу, Будде и многим другим, кто не стал этим знаменит. Но это не понятно многим людям, которые считаются творцами мира, когда они на самом деле являются, или являлись, на деле разжигателями войн. 

Ученик: Учитель, я хотел бы спросить, можете ли Вы привести нам более прикладной или бытовой пример использования силы воли? Например, как мы могли бы использовать её в наших тренировках, то есть не как что-то эзотерическое или важное, но как что-то... 

Ты имеешь в виду, могу ли я быть обычным человеком? 

Ученик: Ну, я имею в виду, что понятно, что нам нужна какая-то сила воли, чтобы прийти на тренировку и продолжать ходить, что-то типа увлечения, вовлечения, - здесь сила воли играет свою роль в практическом значении. Как это Шокушу может отразиться на нашей повседневной жизни? 

Я думаю, Ли может сказать что-то умное по этому поводу. Хочешь сказать что-нибудь? 

Ученик: Обычно мы должны суметь заметить, что происходит с нами. 

Ну, да, это запомнилось хорошо. Ты слышал, как я говорил это сотни раз, думаю, до тех пор, пока ты не заметишь, тебе нужна дисциплина. Увидев однажды ценность того, что ты делаешь, тебе больше не понадобится сила воли, чтобы приходить сюда, или тебе не понадобится дисциплина, чтобы притащить в зал свой зад. Тебе будет не терпеться попасть в зал. Тебе не понадобится дисциплина, чтобы встать утром и помедитировать. Ты с нетерпением будешь ждать этого. Ты встанешь утром и бум: «Нужно помедитировать». 

То есть в каком-то смысле, вот почему обычное использование силы воли такое бессодержательное. Это означает, что ты не понимаешь. Это просто означает, что ты не замечаешь. 

Ученик: Ну, в каком-то смысле, воля, которая привела вас сюда с самого начала, ложная воля. Это не та воля, которая проявляется через ваше понимание. 

И, возможно, даже мир, который удерживает какое-то время тебя здесь. Заметил эти уровни, которые мы раздаём, получаешь всё выше и выше? То есть все эти уровни, хотя у них есть и другое значение, имеют свойство поддерживать наш интерес, в какой-то степени, наш эгоистичный интерес. Но знаешь, это работает. Мы хотим, чтобы все были вместе. Когда ты дойдёшь до определённого уровня, ранжирование в каком-то смысле потеряет свою ценность. Но определённо, когда ты осуществляешь своё движение вверх через эти уровни, это отличный мотиватор. 

Ученик: Учитель, я хотел бы спросить про словосочетание «сила воли», такое ощущение, что мы придаём ему своё значение, которое связано с тренировками. Я бы хотел спросить про японский эквивалент: там тоже два слова «сила» и «воля»? 

Саяка, расскажи ему про нэн но чикара

Саяка: Нэн означает «воля», а чикара - «сила». 

Ученик: Чикара? 

ЧикараЧикара как в чикара о кагзен ни нуку - «выбрось всю свою силу». А но означает принадлежность чему-либо, то есть «сила воли». 

Ученик: То есть в английском и японском языках оно обозначает одно и то же? 

Да. Но это всё равно интересный вопрос, потому что чем больше я работаю с Саякой над этими текстами и учитывая мой опыт общения с японцами, я замечаю, что даже значение слова «воля» часто имеет культурологическую разницу в понимании его и это невозможно так просто объяснить. Вот почему кто-то, кто говорит по-английски, может сказать: «Ты никогда этого не поймёшь». Или кто-то, кто говорит по-японски, может сказать, что ты никогда не поймёшь того, что это означает для них. К примеру, слово «Ки». Или, возможно, слово «воля». Потому что вместе с этим словом идёт такой багаж, такая история. 

(Вообще-то Саяка позже заметила, что в японском слово «воля», нэн, создано из двух иероглифов, одно означает «сейчас», а другое - «разум». Поэтому «воля» в японском означает «разум сейчас», то есть не является действием, как мы понимаем его в английском языке, но является непрерывным и текущим состоянием.) 

 Ученик: Можно ли тогда сказать, что «сила воли» - это способность? 

Да, сила, способность. Это очень опасно, вся эта семантика. В какой-то момент, пока мы работали над этим Шокушу, я сказал: «Ну, давай здесь просто будем использовать слово “осознанность”». Но тогда Саяка сказала: «Нет, не думаю, что это то». Поэтому я отступился, и мы вставили «состояние ума». 

Как когда мы тренируемся уделять внимание, мы выстраиваем наше умение, мы выстраиваем нашу способность быть внимательными, верно? Но и наоборот, построение этого: силы как готовности отпускать, убрать свои руки от субъекта, а не силы, чтобы влезть и испортить всё. Поэтому очень легко не понять, особенно с мирской или материальной точки зрения. Генерал армии может считать, что сила воли — это победа над врагом. Ну, сила воли — это побороть врага до тех пор, пока ты знаешь, что враг — это ты сам. Но до тех пор пока ты думаешь, что враг — это кто-то другой, ты сильно дезориентирован, введён в заблуждение. В таких случаях я всегда рекомендую больше медитировать. Хорошо? 

 Ученик: На поле боя всё же врагом будет другой человек, верно? 

(Учитель смеётся, но ничего не отвечает.) 

Ученик: Я хотел бы попросить Вас прочесть ещё раз перевод, над которым Вы с Саякой работали. 

(Учитель читает его ещё раз.) 

Ученик: Спасибо. Довольно забавно: такое ощущение, что единственное время, когда я удерживаю внимание, это когда я нахожусь здесь, в зале. Просто замечаю. Когда я здесь, я замечаю больше всего, но когда я где-то ещё, то не так уж и много. 

Ну, здесь мы уделяем внимание под руководством. Поэтому у нас есть учитель, который направляет нас. И так гораздо легче. Я не говорю, что я вам даю здесь совет. Это просто так есть, если я замечаю, тогда и вам гораздо легче заметить. Поэтому продолжай приходить в зал. И там, когда ты будешь сидеть и практиковать Ки-дыхание или Ки-медитацию, ты будешь практиковаться замечать. Тот запрос, о котором я говорил. Это уделение внимания, и ты практикуешь это. Поэтому чем больше ты практикуешься, тем больше ты привносишь в зал и, по большому счёту, тем больше ты привносишь в свою повседневную жизнь. И она меняется с течением времени, не будь нетерпеливым. Я уже говорил тебе это раньше? 

Ученик: Да, сэнсэй. 


Хорошо. Большое спасибо.



Деши — ученик.

 

Перевод статьи - Кожедуб Виктория (1 кю ки-айкидо) и Кирюхин Алексей (Инструктор Московской федерации ки-айкидо, 2-й дан ки-айкидо).

Пишите нам в случае возникновения вопросов/комментариев. Если Вы владеете английским языком то почитать беседы и задать вопрос непосредственно Куртису-сэнсею можно на сайте http://curtissensei.com/?cat=8&paged=2 под соответствующим материалом. Либо вы можете обратиться с вопросом к Куртису-сэнсею на русском языке пометив вопрос в комментариях к данной статье.
Ответы Куртиса-сэнсея будут размещаться по мере их получения