Беседа о полном расслаблении


Вторая беседа Кристофера Куртиса со своими учениками об основных смыслах и понятиях в Ки-Айкидо. В материале обсуждается принцип полного расслабления.

Куртис сэнсей - обладатель 8-го дана ки-айкидо, шеф-инструктор Гавайской федерации ки-айкидо, официальный ки-лектор.

Перевод статьи Кристофера Куртиса от 26 августа 2011 г.

http://curtissensei.com/

Добрый вечер!

Сегодня состоится вторая из цикла четырех бесед об основных принципах ки-айкидо. Ее темой станет принцип полного расслабления. Четыре принципа формулируются следующим образом: удерживайте внимание в единой точке, полностью расслабьтесь, удерживайте вес внизу, расширяйте Ки.

Как я уже говорил, во время нашей прошлой беседы об удержании внимания в единой точке, эти четыре принципа позволяют по-разному взглянуть на одно и то же. Мы просто смотрим с четырех разных точек зрения. Ощущения, которые мы при этом испытываем, всегда одни и те же. Мы всегда повторяем, что стоит перестать соблюдать один из этих принципов, как  тут же теряются все остальные – ведь суть у них одна и та же. С другой стороны, стоит добиться соблюдения одного из этих правил, как соблюдение остальных обеспечивается автоматически, поскольку все они описывают одно и того же. Поэтому, если у вас есть какое-нибудь любимое правило, например, «расширяйте Ки», им всегда можно воспользоваться. Формулируя эти четыре правила, Коичи Тохей постарался сделать так, чтобы они оказались доступными для всех. Эти четыре правила описывают базовое состояние – единство души и тела.

Для начала я напомню пять принципов полного расслабления:

«Каждая часть тела должна принять наиболее естественное положение».

«Расслабляясь безусловно, вы не теряете при этом силу».

«За счет ощущения присутствия вы выглядите больше, чем вы есть на самом деле».

«Вы достаточно сильны, чтобы пребывать в состоянии расслабления».

«В итоге вы не расположены вступать в конфликты».

Непредпрасположенность к конфликтам является очень важной частью такого состояния расслабления. Это можно наблюдать при прохождении Ки-тестов разного уровня: для прохождения тестов уровня Сёкю (ки-тесты начального уровня) или Чюкю (ки-тесты среднего уровня) достаточно просто встать поустойчивее и контролировать тело вниманием – при этом у вас не возникнет никаких сложностей с этими тестами. Но для прохождения тестов уровня Дзёкю (ки-тесты высшего уровня), а затем и Сёдэн, Чудэн, Дзедэн, Окудэн (начальный, средний, высокий и высший мастерские уровни ки-тестов, сдаются перед 3-м, 4-м, 5-м даном ки-айкидо соответственно) необходим все более глубокий уровень расслабления разума, иными словами, спокойствия. На этих уровнях уже недостаточно просто обеспечить устойчивое положение тела. Одно дело, когда вы занимаетесь в додзё в окружении друзей и единомышленников, вы прекрасно знаете, что можете сделать глубокий вдох и расслабиться. Но как быть, если вас решила покритиковать мама? А когда придирается начальник, муж или жена, дети или коллеги? Как быть, если у вас с кем-то имеются принципиальные разногласия? Тогда вопрос состоит в том, как достичь состояния расслабления. Когда Тохей-сэнсей говорит о полном расслаблении, он имеет в виду расслабление в любых обстоятельствах. А это уже совершенно другое дело.

Я прочту вам высказывание о Ки под номером шесть, которое так и называется «Расслабление»:

«Мы привыкли к тому, что излишняя нервозность доставляет нам неприятности. Нервозность вызывает сокращение кровеносных сосудов. Это препятствует выведению шлаков из организма, и в результате человек подвергает себя опасности заболеть.

Расслабление поистине является эликсиром жизни. Давайте распространять практику достижения истинного расслабления, которое позволяет нам встречать каждый день в состоянии духа, подобном легкому весеннему ветерку. Если мы достигнем такого состояния на практике, нам никогда не придется нервничать и переживать из-за повседневных дел».

Кроме того, я хотел бы прочесть высказывание о Ки под номером десять, озаглавленное «Принцип бесконфликтности». По моему мнению, этот принцип является ключом к полному расслаблению. Недаром Коичи Тохей включил его в список принципов расслабления:

«В абсолютной вселенной не существует никаких конфликтов, конфликты существуют в относительном мире. Если мы достигнем состояния единения ума и тела, сольемся со вселенной и будем соблюдать ее принципы, окружающие с радостью последуют за нами. Не говорите, что в нашем мире надо ежеминутно бороться за выживание. Достичь истинного успеха можно только одним путем – путем соблюдения принципа бесконфликтности. А это путь к миру».

Итак, мы сказали, что принцип бесконфликтности обеспечивает поистине полное расслабление. Почему? Что вызывает напряжения ума и тела?

Ученик: Конфликты?

Конфликты. Тохей-сэнсей сказал, что конфликты существуют в относительном мире. Такой мир полон конфликтов. Тогда задам вопрос: нужно ли допускать в себе напряжения при проявлении конфликта?

Ученик: По всей видимости, нет, но мы допускаем.

Вот именно. Мы, как правило, допускаем напряжения и обвиняем во всем конфликт. Но, на самом деле, напряжения появляются потому, что мы пытаемся бороться с конфликтом. А борьба возникает из-за того, что мы воспринимаем окружающих как некие объекты. И, конечно же, не следует забывать о том, что четыре основных принципа позволяют нам достичь состояния единения души и тела, неразделения, единства. В конечном итоге, наши занятия направлены на то, чтобы стать едиными, признать, что мы едины со вселенной.

При этом одно только понимание не принесет нам никакой пользы. Необходимо воплотить понимание на практике. И лучшего времени, чем сейчас, для этого не найти. Поэтому мы всегда воплощаем этот принцип в каждый момент времени. Как же мы достигаем бесконфликтности? Если мы не хотим бороться, нам лучше не рассматривать предмет, событие или человека как нечто отдельное от нас, так? Ведь если мы будем отделять себя от окружающего мира, нам придется бороться. Такая практика является вполне эмпирической. Она не умозрительна. Цель ее не состоит в том, чтобы умом увидеть некое волшебство в своих отношениях с миром: «Да, я вдруг увидел, что мы едины». На словах это звучит хорошо, но на практике не дает результатов.

Не следует забывать, что четыре основных принципа описывают одно и то же. Иногда их даже трудно соблюдать по отдельности. Лично мне гораздо проще понять методику расслабления через сосредоточение на единой точке в нижней части живота. Такое расслабление непостижимо умом, оно подразумевает неразделение, отсутствие противопоставления себя и объектов окружающего мира. При этом мы не смотрим на других как на некий отдельный от нас объект. Это великая философия. Но воплотить ее на практике может быть очень непросто. Однако удерживать внимание в единой точке очень просто. Мы работаем над этим принципом в течение многих лет, и весь предыдущий месяц он являлся основной темой наших занятий. Даже находясь в эпицентре самого яростного конфликта, мы можем погрузить внимание в единую точку. Это знакомое всем нам упражнение. Стоит нам сосредоточиться на единой точке, как мы достигаем полного расслабления. Вес перемещается вниз. Внимание и Ки расширяются, а не остаются внутри нас.

У кого-нибудь еще есть вопросы о принципе полного расслабления? Может, кто-нибудь хочет высказаться?

Ученик: Сэнсей, если мы не отделяем себя от всего и вся, то как быть при виде человека, который борется? Надо ли присоединиться к этой борьбе? В смысле, надо просто сохранять спокойствие и не мешать такому человеку бороться, или как? Я пока не научился не отделять себя от окружающего мира. Я хочу сказать: если вы видите, как он там борется, как достичь с ним единства?

В такой ситуации всегда полезно обратиться к примеру додзё. Поэтому мы и занимаемся айкидо. В додзё принципы находят свое физическое выражение. Я задам тебе такой вопрос: если кто-то борется и пытается удержать тебя за запястье, как с ним лучше поступить? Следует ли с ним бороться?

Ученик: Нет, сэнсей.

А что ты тогда делаешь, если не борешься?

Ученик: Расслабляюсь и перехватываю инициативу.

Конечно. Хорошо. Человек по своей природе не любит страдать в одиночку. Когда ваш противник или, если угодно, ваш напарник борется, он хочет, чтобы и вы боролись. В этом-то все и дело. Они пытаются спровоцировать конфликт. Так ведь? Именно это и происходит. У вас не получится нейтрализовать эту негативную энергию, если вы будете с ней бороться. Мы знаем, что это бесперспективно, и, тем не менее, можем раз за разом повторять эту ошибку. В додзё мы четко и ясно усваиваем то, что, отвечая борьбой на борьбу, состязательством на состязательство, агрессией на агрессию и вообще как-либо сопротивляясь, мы лишь подливаем масло в огонь и усугубляем страдания.

Ключевым моментом в айкидо является способность сохранять достаточное спокойствие и присутствие духа даже тогда, когда вокруг все рушится, когда окружающие находятся в состоянии яростной борьбы, испытывают гнев и разочарование. С этим ничего не поделаешь. Я хочу сказать, что мы учим иным способам противодействия определенным движениям, но ключом ко всем этим приемам является не столько сами движения, сколько способность сохранять спокойствие, удерживать внимание в единой точке, пока мы двигаемся. Так? В повседневной жизни вам никто заранее не скажет: «Когда он сделает так, поступай так». Нет. «Когда он скажет тебе что-нибудь в гневе, ответь ему так-то и так-то. Это отличный прием в данном случае». Нет. На самом деле, нам часто даже нечего ответить. На самом деле, зачастую даже лучше ничего не отвечать. Но сам ты этого заранее не знаешь, и никто не сможет заранее предугадать ход событий. Мы ждем, как будет развиваться ситуация, и, если нам удается сохранять спокойствие в каждый момент времени, то у нас больше возможностей поступить наиболее эффективно, проявить участие и поддержать окружающих правильно подобранными словами или верными поступками. Это может привести к определенным результатам, а может и не привести. Ключевой момент заключается в том, чтобы быть здесь и сейчас.

Я понятно объяснил?

Ученик: Да, сэнсей.

Ученик: Сэнсей, скажите, прав я или нет, когда связываю вовлечение и невовлечение в ситуацию с тем, что нам нравится или не нравится? Как преодолеть свои симпатии и антипатии, как они влияют на способность сосредотачиваться в единой точке? Как наши пристрастия влияют на способность полностью расслабиться, стать единым со вселенной? Или никак не влияют?

Можно пример?

Ученик: Ну, возьмем, например, работу. Допустим, вам дают задание, которое вы считаете несправедливым, и вам совсем не нравится эта ситуация, но задание все равно придется выполнить.

Потому что это работа.

Ученик: Ну да. Может, вы и не должны выполнять эту работу. Вы можете возмутиться и все такое. В вас говорит чувство несправедливости и возмущение. Ситуация вас не устраивает. Вы уверены в своей правоте и считаете, что кто-то другой ошибается.

Мы сейчас говорим о предпочтениях, а это гораздо более обширная тема. По тому, что нам нравится, можно судить о наших представлениях о правильном и неправильном, о добре и зле.

Ученик: Для нас.

Да, о том, что плохо и что хорошо в нашем собственном мире. Эти представления складывались у нас в течение долгого времени, и мы, как правило, сопротивляемся тому, что, по нашему мнению, не является хорошим, является плохим или неправильным, и нас привлекает то, что мы считаем хорошим или правильным. Каким же образом мы приходим к этим представлениям? Откуда они появляются?

Ученик: Такова наша природа.

Позвольте мне сказать об этом еще несколько слов. В данном случае можно выделить две различные категории. Еще в раннем детстве мы узнаем, что, если удариться обо что-нибудь ногой, будет больно, что допущенные ошибки причиняют боль, что, если сунуть руку в огонь, можно обжечься. Сейчас мы говорим не об этом. Добро и зло не существуют сами по себе. Если что-то представляет угрозу для жизни, мы стремимся этого избежать.

Однако современный мир устроен так, что нашей жизни практически ничто не угрожает. Я имею в виду, что на нас никто постоянно не нападает. Если вести современный образ жизни, то вам не угрожает постоянная физическая опасность. Поэтому большинство наших привычных реакций на плохие и хорошие обстоятельства во многом обусловлены наслоениями нашего предшествующего опыта, в силу которого у нас вырабатывается определенный рефлекс, включается определенный процесс. Если случается событие «A», мы реагируем поступком «Б». Но то, как мы трактуем событие А, не имеет ни малейшего отношения к реальности. Реакцию нам диктует наша обусловленность, за счет которой мы смотрим на события под определенным углом и реагируем соответствующим образом. Таким образом, если мы хотим вырваться из этого порочного круга, начинать надо сначала. Начать следует с того, чтобы увидеть, что мы попали в тиски привычной реакции, увидеть, как она влияет на наше видение ситуации. В результате нам, вероятно, удастся увидеть ситуацию такой, какова она есть на самом деле, что, вполне возможно, совершенно не согласуется с нашей трактовкой, порожденной обусловленностью. На самом деле, реальное положение вещей очень часто не совпадает с тем, что нам кажется на первый взгляд. Большинство из нас просто переходит от одной обусловленной реакции к другой в течение всего дня. Хорошее, плохое, плохое, плохое, хорошее, хорошее, плохое. Такова жизнь подавляющего большинства людей. И если нас захватила привычная реакция, то предчувствуем будущее. Мы пытаемся как-то взять ситуацию под контроль, отстраниться от того, что нам не нравится, и приблизиться к тому, что нам нравится. Как правило, мы хотим, чтобы окружающие люди или обстоятельства поменялись так, чтобы соответствовать нашим обусловленным представлениям. Звучит глупо, но все мы так себя ведем. Вот, что делает с нами обусловленность.

Нельзя просто нажать кнопку и избавиться от обусловленности. Она сидит очень глубоко. Она подобна карме. Но можно перестать ее нарабатывать. Как говорил Тохей-сэнсей: «Не следует допускать в подсознание все новый и новый негатив». Каждая капелька негатива имеет вес, и каждую минуту мы меняемся. Наша реакция в каждый конкретный момент времени порождает следующий момент, а тот, в свою очередь следующий, и так далее. Иными словами, если мы вырываемся из круговорота автоматических реакций, просто сосредотачиваемся на единой точке и прислушиваемся, то есть вероятность, что в следующий момент вырваться из этого круговорота будет проще. Так понемногу, раз за разом мы начинаем все больше и больше времени проводить в состоянии сосредоточения на единой точке.

Кажется, в прошлый раз вы задавали мне вопрос, похоже ли это состояние на ничегонеделание. В этом состоянии, наоборот, действия становятся наиболее эффективными, потому что вы видите, что происходит, но при этом у вас не включается обусловленная всей вашей предыдущей жизнью эмоциональная реакция. Поэтому сейчас вы видите, что происходит на самом деле, и можете справиться с любой ситуацией, действуя при этом спокойно и эффективно, оказывая окружающим поддержку и проявляя к ним сочувствие.

Мы говорим о своего рода абсолютах. Это очень сложно. То есть, почему я старший инструктор? Ну, потому, что я занимаюсь дольше всех присутствующих, да? Поэтому для меня достичь этого состояния проще, чем для всех остальных. Недавно я слышал от одного преподавателя признание в том, что он еще не достиг совершенства. Все мы не только еще не достигли совершенства, но и довольно далеки от него. Это огромная задача. И убежденность в двойственной и относительной природе мира – очень сильная штука. Мы не хотели бы ее недооценивать. Требуется немалая воля, много сил и смелости, чтобы сделать шаг и вырваться из рабства застарелых привычек. Знаете, что такое безумие, по мнению Эйнштейна? Это если все время делать одно и то же, каждый раз ожидая другого результата. Если это и есть безумие, то все мы сумасшедшие. Именно это и имел в виду Эйнштейн. Мы ведь продолжаем решать проблемы одним и тем же способом, и при этом не видим, что, возможно, это только наше видение ситуации как проблемы. А вдруг проблема во мне самом? И так дела обстоят со всеми нами. Проблема заключается в нас самих.

Надеюсь, это побудит нас дольше сидеть в медитации, больше дышать, чаще ходить на занятия и с большей скромностью вести себя в жизненных ситуациях, с которыми нам приходится сталкиваться. Дело в том, что у тех, кто много занимается, есть определенные преимущества. Однако при этом следует опасаться возрастающей гордыни, которая появляется у всех преподавателей. Гордыня присутствует у всех. Это своего рода саморефлексия, вывод, основанный на самооценке, который, будучи явно ошибочным, всегда представляет собой определенный соблазн.

Конечно же, эти мои слова относятся не только к преподавателям. У всех у нас есть свое место в иерархической лестнице, у всех у нас разный уровень. Например, если у вас пятый дан, то вы считаете, что к вам должны относиться как к обладателю пятого дана, вне зависимости от того, заслуживаете вы этого или нет. В некотором смысле вы, конечно, заслуживаете этого, иначе у вас не было бы пятого дана. Но именно поэтому, когда я говорю об этих разных уровнях, основной упор делается на то, чтобы самому заниматься на своем уровне, а не просто требовать от других отношения к себе в соответствии с уровнем. Мне приходится работать на уровне восьмого дана. Да, работать приходится много.

Ученик: Сэнсей, мне трудно понять. Когда речь идет о том, что мы совершаем привычные ошибки и ждем других результатов, ведь на практике мы стараемся так не поступать. Можно поставить какой-нибудь эксперимент, и, если он окажется неудачным, то можно все изменить. Но, если речь идет об эмоциональных реакциях, то мы продолжаем совершать одни и те же ошибки. Почему так происходит? Неужели мы становимся настолько глупы, когда речь заходит о чувствах? На уровне практики нам каждый день открывается эта возможность, и мы можем проверить все на собственном опыте. Почему же мы тогда не придерживаемся тех же самых принципов, которые мы каждый день проводим в жизнь на практическом уровне? Ведь, если мы разок сожжем свой обед, то впредь не допустим той же ошибки. Мы учимся на ошибках. Почему же нельзя точно так же учиться на ошибках в эмоциональной и интеллектуальной сферах?

Для решения чисто практических задач, скажем, для выполнения каких-либо работ по дереву, у нас имеются определенные навыки, которые мы в состоянии контролировать. Поскольку речь идет об интеллектуальной деятельности, то вы можете контролировать ее до какой-то степени. Вы можете заранее составить план, все продумать, выполнить план поэтапно: сначала «A», потом «Б», потом «В», потом «Г» и так далее. Так? А если вы попадете себе молотком по пальцу на этапе «Б», что случится?

Ученик: Вы разозлитесь.

Да, вы в таких ситуациях будете злиться, даже зная, что молоток не виноват, вы постараетесь зашвырнуть его подальше. Или не постараетесь. У вас может быть и другая реакция.

В этом-то то и дело. Таковы наши эмоции, и они проявляются до того, как мы успеваем их отследить. Невозможно заранее составить план в эмоциональной сфере, более того, вы не можете это сделать и в интеллектуальной сфере. У военных есть поговорка: «Самый лучший план действует только до первого столкновения с противником». На самом деле, мы не в состоянии что-либо контролировать. Но довольно часто у нас появляется иллюзия контроля в работе, во внешней деятельности. Но жизнь абсолютно непредсказуема, и мы попадаем себе молотком по пальцу, мы слишком коротко отрезаем доску или доска раскалывается, когда мы забиваем туда гвоздь. Конечно, с опытом мы начинаем делать меньше подобных ошибок. Но жизнь постоянно преподносит нам сюрпризы. Даже если вы очень аккуратно водите машину, на дороги попадаются водители, которые ведут себя неадекватно. Или машина может сломаться. В жизни постоянно случается нечто подобное.

Мы формируем представления о собственной жизни, и эти представления очень хорошо систематизированы у большинства успешных людей. Эти представления, если хотите, эта философия хорошо организована, и мы стараемся все время им следовать, и наша успешность зависит от того, насколько у нас получается придерживаться этих принципов. Но сама жизнь, сам жизненный опыт, состоящий из наших мыслей, переживаний, чувств и повседневных событий – все это полно сюрпризов. Жизнь редко когда соответствует нашим ожиданиям.

Если нам удается сохранять спокойствие и полностью расслабленное состояние, тогда мы сможем подобающим образом реагировать на сюрпризы, которые нам преподносит жизнь. Когда у нас появляется напряжение, а оно появляется, когда мы пытаемся контролировать то, как сработает наш план, и при этом что-то идет не так, напряжение возрастает, включается наша эмоциональная реакция, и мы причиняем вред себе, портим доску, злимся на молоток, на пилу, на работу, на заказчика, на все, что угодно.

И вы знаете, что все это правда. Вопрос не совсем в этом. Ты спрашивал: «Почему мы в своих эмоциях не можем действовать так же логично, как и в интеллектуальной сфере?»

Ученик: Да.

Потому, что жизнь устроена по-другому. Жизнь, которой мы живем каждую конкретную минуту, устроена по-другому. Неважно, как мы планируем все с точки зрения логики, все изменится, все будет не так, как мы задумали. Поэтому от того, как вы реагируете на подобные отклонения от планов, зависит степень вашей успешности. Иными словами, каков уровень вашего спокойствия? В этом и состоит ценность занятий. Ценность в том, чтобы сидеть в покое, дышать, развивать терпеливость, благодарность, спокойствие и концентрироваться на единой точке вне зависимости от того, что происходит. Это очень простое упражнение.

Кто-нибудь сталкивался с тем, что сидеть в медитации вам мешают посторонние мысли? [общий смех]

Да, таковы правила. Так будет происходить. Мысли мешают даже Далай-ламе. Вопрос не в том, препятствует вам кто-то или нет. Вопрос не в том, пытается ли вас кто-нибудь нарочно расстроить или нет. Вопрос не в том, возникнут ли у вас мысли во время медитации или нет. Вопрос в том, как вы на это реагируете. Этот вопрос относится к степени вашей умиротворенности, к умению ощущать радость жизни и любить.

Ученик: Да, я примерно это и имею в виду. Обращаясь к аналогии с молотком и пальцем: если бы со мной такое случилось, а это неизбежно, я бы не стал кидаться молотком, потому что это может привести к еще большим разрушениям. Это просто боль. Справишься с болью, и все закончится. В какой-то степени, так проще смириться.

Физическая боль переносится гораздо легче, чем боль душевная.

Ученик: Или если говорить о споре с коллегой или даже с заказчиком. Это всего лишь на один день. А если поразмыслить над этим, то на другой день все предстанет в ином свете. По крайней мере, изменится наше отношение к ситуации. Но кода в нас начинают говорить эмоции, то отбросить их и жить дальше не так-то просто.

А хотелось бы, чтобы было просто?

Ученик: Ну-у, мне бы хотелось научиться отпускать эмоции.

Именно с этой целью мы и занимаемся. Ты ведь за этим сюда приходишь, да?

Ученик: Да.

И вы уже в какой-то мере испытали это на собственном опыте, поскольку заговорили об этом. Вы работаете с болью, пока она не уйдет. Если что-то происходит, вы отпускаете ситуацию, а назавтра вам становится легче. Это рациональный подход. В этой сфере вы достигли определенной степени понимания. Насколько глубоко вас затрагивает ситуация? Мы все занимаемся потому, что степень глубины неважна, потому что жизнь всегда преподнесет нам что-то такое, что превысит эту степень. Стоит нам подумать: «Хорошо, кажется, я достиг такого уровня, когда могу справиться с ситуацией», – тут же происходит что-то такое, с чем мы справиться не можем, и мы думаем: «Да что же это такое?!» Да, надо больше заниматься.

Ученик: Спасибо, сэнсей.

Ученик: Я тут недавно кое-что слышал. Ничего нового, но я услышал это по-новому. Нас всегда учат, что сначала нужно сосредоточиться на единой точке. Но сейчас для меня эти два принципа – принцип удержания внимания в единой точке и принцип полного расслабления – связались воедино. Если удерживать внимание в единой точке или полностью расслабиться, тогда вы по-другому сможете взглянуть на возникающие проблемы. Вы говорили о том, чтобы изменить взгляд на вещи и реагировать не так, как мы привыкли. Скажите, я правильно понял: если я просто жду и удерживаю внимание в единой точке, я реагирую по-другому, я не включаюсь в начальный момент взаимодействия. Мне нужно увидеть все по-другому, через единую точку.

Так в чем именно твой вопрос? У тебя есть вопрос?

Ученик: В чем разделение? В чем разница между тем, чтобы взглянуть на что-либо по-другому и реагировать на что-либо по-другому? В чем разница между тем, чтобы видеть что-либо через единую точку и реагировать на что-либо через единую точку? Что будет, если мы ожидаем реакции из единой точки, но не смотрим на ситуацию через единую точку?

Не очень понимаю ту разницу, которую ты проводишь. То есть, я хочу сказать, что, на мой взгляд, это некая идея или концепция. Видишь ли, удерживать внимание в единой точке – это все равно, что слушать. Если вы удерживаете внимание в единой точке, вы прекрасно осведомлены о том, что происходит. Вас не ослабляют мысли. Если в разговоре с кем-то вы думаете о том, что сказать дальше, думаете о своих чувствах в связи с тем, что вам говорят, то вы совсем не слушаете то, что именно вам говорят. Вы не видите, что происходит. Правильно? Вам даже иногда приходится просить, чтобы собеседник повторил свои слова, потому что вы слишком заняты своими мыслями.

Удерживать единую точку значит сосредоточить внимание. Приведу пример. Тохей-сэнсей учил нас как преподавателей тому, что, принимая экзамен, мы должны иметь четкое намерение поддержать ученика. Без четкого видения у вас не получится поддержать ученика, потому что вы просто будете на том же уровне, что и ученик. Вы будете реагировать автоматически. Поэтому Тохей-сэнсей говорил, что принимающему экзамен преподавателю необходимо достичь такого уровня, чтобы он до начала ки-теста мог видеть, в каком состоянии находится разум ученика. Преподаватель заранее должен видеть, сдаст ученик экзамен или нет. И уже затем преподаватель дотрагивается до ученика и создает давление, чтобы помочь ученикам увидеть состояние, в котором находится их разум.

В процессе обучения, мы начинаем с полной вовлеченности и поначалу относимся к другому человеку как к некоему объекту, просто давим на него. Затем мы постепенно учимся оказывать более мягкое давление, меняем свое мышление и видим, что мы помогаем, а не боремся, не проводим испытание. Со временем мы учимся видеть в момент касания, находится ли ученик в состоянии спокойствия или нет. А затем постепенно, по мере того, как мы все больше и больше медитируем и занимаемся ки-дыханием, мы сразу можем определить, что один человек находится в состоянии стабильного равновесия, а другому пока чего-то не хватает, чтобы достичь этого состояния.

Все вышесказанное относится к принципу «Удерживайте внимание в единой точке». Этот принцип означает, что вы уделяете максимум внимания тому, чтобы переживать настоящий момент. В результате все события вы встречаете с ясным и спокойным умом, вы присутствуете здесь и сейчас, вы готовы к любому развитию событий. Вы готовы идти. Вы живете в потоке Ки. Вы полностью расслабились, поэтому, что бы ни случилось, вы либо двигаетесь и говорите, либо не двигаетесь и не говорите. Но вы при этом присутствуете.

Поэтому я и говорю, что это различие является ложным, и вы сами это поймете с практикой. Однако если вы будете только думать об этом, то у вас просто выработается некая концепция в отношении этого. Когда вы и в самом деле на собственном опыте ощущаете единую точку, чувства совсем другие. Понятно?

Ученик: Спасибо.

Ученик: Иногда можно провалиться в омертвелое расслабление, избегая конфликта. Как этого избежать? Знаете, если боишься, что будешь реагировать определенным образом, то стараешься не реагировать вообще.

Да, бывают случаи, когда осознавая собственное душевное состояние лучше выйти в соседнюю комнату. Если вы понимаете, что сейчас скажете или сделаете что-нибудь неправильное, лучше выйти. Если кто-то настолько утратил контроль, что может навредить вам, то вам лучше уйти. А в остальном могу сказать: занимайтесь.

Видите ли, мы тут не волшебники. Люди возвращаются домой с войны с синдромом посттравматического стресса, перенеся колоссальную психическую травму. Такого человека нельзя просто попросить удерживать внимание в единой точке или просто посидеть в медитации. С этим синдромом очень трудно справиться. Он слишком мощный. Или, когда у вас с кем-то серьезные разногласия, когда вам человек глубоко неприятен, когда этот человек сделал нечто, с чем вам трудно смириться, не следует пытаться решить проблему с наскока. Попытайтесь хотя бы понемногу, по чуть-чуть, хотя бы на одну тысячную сосредоточить свое внимание на единой точке прямо сегодня, прямо сейчас. Завтра у вас получится удерживать внимание в этой точке немного дольше. Постепенно, шаг за шагом вы сможете достичь нужного состояния.

Я, конечно, знаю, что вы лично не страдаете от синдрома посттравматического стресса, но даже вы в сложной ситуации хотите быть уверены, что у вас есть к кому обратиться за помощью за пределами этой ситуации, что у вас есть невовлеченный в ситуацию человек, с которым можно поговорить. Иначе вы можете сами себе навредить, постоянно возвращаясь к ситуации, раздувая проблему, переживая ситуацию снова и снова – так вы будете сами себе рыть яму.

Это все, что я хотел сказать о принципе полного расслабления, который является эликсиром жизни.

Благодарю всех за внимание.

Перевод статьи — Пашанина Ирина (дипломированный переводчик с английского и французского языков, sentoriel@yandex.ru) и Кирюхин Алексей (Инструктор Московской федерации ки-айкидо, 1-й дан ки-айкидо).

В случае возникновения вопросов/комментариев, пишите здесь в блоге.
Если Вы владеете английским языком то почитать беседы и задать вопрос непосредственно Куртису-сэнсею можно на сайте http://curtissensei.com/?cat=8 под соответствующим материалом.
Либо вы можете обратиться с вопросом к Куртису-сэнсею на русском языке пометив вопрос в комментариях к статье.
Ответы Куртиса-сэнсея будут размещаться в блоге по мере их получения.