Высказывание о Ки № 2 – Ценность нашего существования


Мы продолжаем публикацию переводов бесед Кристофера Куртиса со своими учениками об основных смыслах и понятиях в Ки-Айкидо. Куртис-сэнсей обсуждает со своими учениками 22-а высказывания Коичи Тохея о Ки (Шокушу). В сегодняшнем материале обсуждается Шокушу №2 "Ценность нашего существования".

Куртис сэнсей - обладатель 8-го дана ки-айкидо, шеф-инструктор Гавайской федерации ки-айкидо, официальный ки-лектор.

Перевод статьи Кристофера Куртиса от 30 марта 2012 г.

Добрый вечер.
Сегодня тема нашей беседы – второе высказывание о Ки, «Ценность нашего существования».

Я уже обращал ваше внимание на то, что не только сочинения Тохея-сэнсея, но все сочинения такого рода содержат много символов и образов (закодированы), подобно поэзии, в которой автор стремится поведать о своем ощущении, неком глубинном понимании. Выразить понимание или рассказать о своем переживании мы можем с помощью средств языка, музыки, изобразительного искусства. Тохей-сэнсей для этого обращается к прозе, поэтической прозе. Даже в переводе на английский язык, подчас это очень красивая проза. Но её нельзя понимать буквально, ведь вы читаете её для того, чтобы понять, что думал и чувствовал человек, который её написал, не так ли? Так и Шокушу созданы не для того, чтобы указать нам, какими мы должны быть или что нам нужно делать. Да, в каком-то смысле это предписание, но какой истинный смысл скрывается за ним?

Итак, позвольте мне зачитать Шокушу № 2, которое называется «Ценность нашего существования».

«Наши жизни произошли из Ки Вселенной. Давайте будем благодарны за то, что мы рождены не растениями и животными, а людьми, обладающими Вселенским Разумом.
Давайте дадим обещание выполнять нашу миссию, содействуя развитию и сотворению Вселенной.»

Я попросил Саяку Ризонер перевести для меня дословно с её родного японского языка на английский оригинальное высказывание, чтобы мы могли увидеть отличия от официального английского варианта и понять, почему Сэнсей использовал именно эти фразы. И возможно у нас получится расшифровать образы и символы в Шокушу.

Разберем первую часть высказывания:
«Давайте будем благодарны за то, что мы обладаем высшим разумом и не родились животными».

По сути, то же самое, но все-таки кое-что немного проясняет, правда? Только, друзья, не подумайте, что Сэнсей здесь свысока отзывается о братьях наших меньших.

Вторая часть высказывания:
«Давайте пообещаем выполнить нашу миссию и присоединимся к тем, кто улучшает и совершенствует Вселенную».

Очень интересно. Обратите внимание на официальный перевод: «Давайте дадим обещание выполнять нашу миссию, содействуя развитию и сотворению Вселенной». В оригинале говорится: «Давайте дадим обещание выполнить нашу миссию и стать одними из тех, кто улучшает и совершенствует наш мир». Думаю, что по смыслу эти фразы все-таки несколько отличаются. Когда мы говорим о содействии, то имеем в виду наше намерение сделать что-либо. Может быть, нам надо больше проповедовать свои идеи, как делают христиане (ни в коем случае не хочу никого обидеть, но вы понимаете, о чем я): чтобы обратить меня в свою веру, они стучат в мою дверь и вручают мне какую-нибудь брошюрку, чтобы я её полистал. Это все равно, что я приду к вам и скажу: «Так, слушайте меня», а не вы придете ко мне и спросите: «Можно мне вас послушать?» Таким образом, подразумевается, что кто-то что-то делает. В то время как «стать одними из тех, кто улучшает и совершенствует Вселенную» означает, что это уже происходит вокруг нас. И нам нужно просто увидеть это и стать частью этого, приняв то, как устроен мир вокруг, не пытаясь контролировать его, изменять его или диктовать ему, каким он должен быть. Понимаете?

Мне кажется, прямой перевод оригинального текста помогает это увидеть. Только поймите меня правильно, когда Тохей-сэнсей говорит «давайте дадим обещание выполнить нашу миссию, содействуя развитию и сотворению Вселенной», он вовсе не пытается нас запутать. Он сам учил меня тому, о чем я вам сейчас рассказываю. И он учил этому постоянно, но его родной язык японский, а не английский, и, посоветовавшись с кем-то, кто владел английским, он выбрал именно такие слова, чтобы наилучшим образом выразить свою идею. Чтобы мы смогли её понять, нам, в общем-то, дословный перевод и не нужен. Нам нужно больше практиковаться, и в какой-то момент нас осенит: «О, так вот что на самом деле имелось в виду, это стать единым целым с мощным вселенским потоком, постоянно снабжающим энергией». Все, что происходит вокруг нас, относится к этому потоку, и вы и я - все мы тоже его части и постоянно находимся в нем. Понимаете? И вы и я - лишь мелкие частички, но все вместе мы и есть этот поток, бесконечное множество.

Вы ощущаете это, когда становитесь единым со своим дыханием, когда полностью следуете за своим дыханием. Тохей-сэнсей называл это абсолютной радостью слияния со Вселенной в Ки-дыхании. И чем больше вы практикуете медитацию и учитесь полностью отдаваться дыханию, пребывать в дыхании позволять этому продолжаться, тем более собранными, уравновешенными, спокойными и внимательными вы становитесь. Это сочетание силы и спокойствия Сэнсей Сузуки называл "шэн" (кит. sheng, "совершенная мудрость"). Выразительно и просто. Он был прямолинеен: «Это то, как это ощущается, поэтому я это так и называю, шэн». И таким он и был, когда вы тестировали его на устойчивость, даже когда просто находились рядом с ним, он всегда был в этом состоянии интенсивности (половина-половина-половина...).

Я учился у Тохея-сэнсея и Сузуки-сэнсея технике выполнения приемов, искусству владения боккеном, киацу, Релакс тайсо, Айки тайсо, - всему, что мы практикуем на тренировках. Но на самом деле единственное, чему они старались меня научить, было это самое состояние шэн. Для Сузуки-сэнсея только это имело значение. Когда Тохей-сэнсей присваивал мне один из уровней мастерства, он сказал: «Вот теперь я вижу, что ты это чувствуешь». Так что для него тоже только это имело значение. Он не сказал мне: «Вот теперь у тебя классная техника, давай-ка присвоим тебе новый уровень». Нет, это был бы не его подход. Суть Айкидо не в этом, и не этому мы учимся в додзё. Хотя, конечно, пожалуйста, продолжайте наслаждаться техникой.

Мне бы хотелось, чтобы каждый из вас просыпался в спокойном и уверенном состоянии духа каждое свое утро. Со временем так и будет. Да так уже и есть, на самом деле, просто вы будете глубже это переживать. А для этого нужно больше практиковаться. Только так. Многие этого не понимают, но если бы они больше времени уделяли практике, то это стало бы для них очевидно. Так или иначе, чтобы к этому прийти, нужно больше тренироваться. Конечно, выбор всегда за вами, но путь только один. Мне нравится, что совершенствуя свою технику, мы сталкиваемся порой с непростыми задачами, непростыми вопросами, как в ходе наших бесед. Это помогает задействовать свои возможности в полную силу и не позволяет скатываться в самодовольство. Это каждую минуту испытывает вас, а в Айкидо нужно уметь спокойно встречать трудности. А если у вас не получается – значит, вы не работаете над этим, не достаточно практикуетесь. Тохей-сэнсей всегда говорил: «Нужно уметь делать это, а не разглагольствовать об этом». Безусловно, вы должны говорить об этом и демонстрировать это в любое время, но для этого вы действительно должны уметь это делать.

Итак, наилучший путь к тому, чтобы содействовать развитию и сотворению мира вокруг, оставаться верными своим обещаниям и быть благодарными за то, что мы родились людьми, наделенными Вселенским Разумом, а не растениями, животными или камнями (камни тоже рождаются и умирают, только очень медленно) – это медитация. Хотя, конечно, следовало бы сказать «практика», все аспекты практики, не только медитация. Потому что медитация – это лишь одна из форм практики. Чем больше вы медитируете, тем больше вы учитесь погружаться в свое дыхание, даже когда мы просто все вместе вот так сидим. И если кто-нибудь сейчас подойдет вас протестировать, у вас получится сохранить устойчивость.

Это самый простой и достаточно быстрый путь, но, тем не менее, один из моих любимых, и, как мне кажется, очень помогает научиться, просыпаясь по утрам, чувствовать благодарность просто за то, что ты рожден человеком. Пожалуйста, будьте благодарными за все, даже за проблемы и неприятности, которые выпадают на вашу долю, потому что не будь их, вас бы здесь не было, и вы не были бы собой, и ничего из этого бы не происходило. Всегда помните: «Да благослови, Господи, этих проклятых мерзавцев.». М-да. И это действительно так. Мой первый наставник учил меня этому более сорока лет назад. Помню, я тогда ныл, жаловался и возмущался тем, что кто-то со мной плохо обошелся, а мне просто хотелось этого избежать и пойти медитировать. И тогда он сказал мне: «Нет-нет, ты смотришь и воспринимаешь это не с той стороны». Мне потребовалось провести несколько лет вместе с Тохеем-сэнсеем и Сузуки-сэнсеем, чтобы понять, что это действительно значит, и научиться чувствовать благодарность даже за самые большие сложности в моей жизни. Так что просыпаться каждое утро, каждый день с чувством благодарности и смирения – это тоже "шэн", о котором я вам говорил.

Так мы содействуем развитию и сотворению Вселенной, соединяемся с ней, сливаемся воедино с её потоком. Это не про учителя и, даже, не про учение. Нужно практиковаться, чтобы почувствовать это. Быть открытым для всего вокруг. Тохей-сэнсей называл это Вселенским или первоначальным разумом, соединением taiga и shoga, мира двойственного и в то же время неделимого. Учитесь воспринимать окружающий мир, удерживая внимание в Единой точке внизу живота, и вы откроете для себя чувство такой уверенности, которую невозможно создать, которой нельзя научить, а можно лишь обрести глубоко в своем дыхании. Вот что он имеет в виду, когда говорит о Ки-Дыхании, вот что значит ощущать единство со Вселенной. И это не просто концепция. Это и есть сама жизнь, дыхание, познание.

Итак, пожалуйста, высказывайтесь и задавайте вопросы.

Ученик: Сэнсей, я знаю, что вы перенесли очень болезненную операцию на коленном суставе. Каково вам по утрам, когда вы просыпаетесь и должны куда-нибудь идти? Это ведь очень трудно, утром швы и раны нещадно болят. Я имею в виду, нелегко просто встать и побежать по своим делам. Вот у меня иногда бывает, что я не могу заставить себя подняться и валяюсь в кровати ещё минут десять.

Твой разум может испытывать боль?

Ученик: Хм, интересно. Я бы сказал «да», но если честно, я не знаю.

У всех у нас есть мысли и чувства, которые могут причинять нам неподдельную боль, у нас есть эмоции, которые могут заставить нас ужасно страдать. Они настоящие. Если они появляются, значит, для этого есть причина, поэтому мы не стараемся просто отделаться от них или претвориться, что их нет. Поверьте, когда вам разрезают колено и вставляют туда металлическую штуковину, чтобы вы ни делали, вряд ли вам удастся пересилить боль. Вы не сможете справиться с ней, стиснув зубы, потому что она очень сильная. В одной палате со мной лежал мужчина примерно моего возраста, а в палате напротив – мужчина моложе нас. Эти парни кричали днями напролет, просто рассудок от боли потеряли. И однажды одна из медсестер спросила: «Мистер Куртис, что с Вами такое? Вам разве не больно?» «Мне очень больно», - ответил я, - «Но с морфием мне гораздо легче, большое спасибо». Морфий не избавляет вас от боли, он немного её смягчает. Боль остается, и вы должны с ней справляться сами. Те парни тоже были на морфии, один даже умудрился сломать дозатор, настолько он себя не контролировал. Поэтому я объяснил ей: «Я делаю то, что называется «Удерживать внимание в Единой точке», обычная практика». «А что это за практика?», - спросила она. «Это связано с Айкидо, но вам не стоит заморачиваться этим. Это просто одно из моих упражнений». На морфии меня продержали ещё два дня, а потом стали давать мне что-то другое, кажется, Перкоцет, который вообще никак мне не помогал. Он придавал странный вкус пище, но от боли не спасал.

Зато у меня было много возможностей попрактиковаться. Я хочу сказать, что ваш разум не должен страдать из-за боли. Боль есть боль. Вы не можете контролировать, как она появляется или исчезает. Чем старше вы становитесь, тем чаще у вас будет что-нибудь болеть. Если вам сделали какую-нибудь операцию – вы тоже будете вынуждены мириться с болью: не мудрено, ведь вас разрезали. А после оперативного вмешательства, когда вы начинаете выздоравливать, у вас все болит. Боль утихает, только когда вы окончательно поправляетесь.

Наши размышления о боли, нашу реакцию на боль, или эмоциональную боль, мы называем «страдание». Ну или я так называю, а вы можете использовать любое другое слово. Но вы понимаете, о чем я: это состояние, когда наш разум, реагируя на боль, постоянно мучает себя внутренними монологами, словно в лихорадочному бреду. Все вы знаете, каково это. Так что когда вы удерживаете свое внимание в Единой точке, это позволяет вам не погружаться в этот монолог, оставаться в стоянии спокойствия и внимания. И чем сильнее боль, тем больше от вас потребуется внимания и спокойствия, чтобы с ней справиться. Вас никто не заставляет страдать. У боли есть причина. Вам нужно принять то, что приносит вам боль, а не стараться убежать от этого. Если вы практикуетесь, у вас обязательно получится. Вы в курсе, откуда у вас все это? Все неудачи из прошлого, все ваши обидчики, все те, кто когда-то унижал вас - всё это вы носите с собой в вашем подсознании. Хотя о многом вы не вспоминаете и стараетесь даже не думать об этом, тем не менее, это по-прежнему с вами и вы не должны это игнорировать. Вам нужно разобраться с этим, нужно посмотреть этому прямо в лицо и быть благодарным этим «созданиям из вашего подвальчика».

Однажды знаменитому учителю буддийской традиции Тхеравада из Индонезии Аджану Чаа задали вопрос «Что есть медитация?» И он ответил: «Если вы хотите понять, что такое медитация, сядьте на стул в пустой комнате, выпрямите спину, и просто смотрите, кто к вам приходит. Для этих гостей вы не готовите ужин и не спите с ними, не спорите с ними и не пытаетесь их развлечь, но уделяете им все свое внимание. Вы сохраняете полное душевное равновесие, не придавая большого значения их появлению, не радуясь им и не гневаясь на них. Кто бы ни пришел к вам, вы просто сидите на стуле, спокойно внимая им». Думаю, сказано просто замечательно. И это то, как вы практикуетесь.

Только не думайте, пожалуйста, что я хвастаюсь тем, как держался в истории с коленом, потому что на самом деле, друзья, это было нетрудно. По-настоящему трудно бывает справиться с воспоминаниями и переживания, которые спрятаны глубоко в вашей душе и приходят к вам, пока вы сидите в медитации. Ох, физическая боль ничто в сравнении с этим. Поэтому, все это было не сложно, и мне бы не хотелось прозвучать так, будто я этим бравирую. Мне невероятно повезло, что Линн, моя жена, была со мной каждый день, с восьми утра до шести вечера, даже когда я спал. Сэнсей Эрик Нонака и Сэнсей Карлос Боуер приезжали ко мне каждый день на пару часов. А когда пришло время возвращаться домой, ко мне приехал Трэйси Ризонер, чтобы помочь мне пройти через ужасное испытание – погрузку в самолет и перелет обратно на Мауи. Мне нужно было просто добраться от одной кровати до другой. Я очень благодарен за помощь и поддержку. Я мог позволить себе сосредоточиться на своей практике и не думать ни о чем другом.

Ученик: Сэнсей, в самом начале вы зачитали перевод, с которым вам помогла Саяка, и который позволил нам взглянуть на это высказывание под другим углом. А вот, скажем, если бы у меня был только общепринятый вариант перевода, то, как быть, когда вдруг осознаешь, что делаешь что-то неправильно во время своих практик, или когда ты не уверен в том, что твое понимание учения правильное? Вдруг я запутался и двигаюсь в ложном направлении?

Приходите на эти беседы.
Бывает, мы неправильно понимаем то, что говорят нам другие, то, что они пишут, то, что мы читаем или слышим. Тохей-сэнсей часто говорил, что не существует иных секретов, кроме тех, которые мы храним от самих себя. Например, он мог твердить вам что-нибудь на протяжении нескольких лет, до того, как однажды вы воскликнули: «О, это что-то новое!» Да, для вас это нечто новое, потому что все это время вы слушали, но не слышали. Когда вы в первый раз читаете Шокушу, они могут показаться вам странными и трудными для понимания. Мы устраиваем такие беседы именно для того, чтобы открыть их для себя и больше разобраться, о чем они. И каждый раз, когда вы и я вместе обращаемся к Шокушу, их смысл все больше открывается и вам, и мне. Но даже так, я могу упустить какой-нибудь ключевой момент, который и есть как раз то, что вам нужно. И даже если я о нем скажу, вы запросто можете пропустить его мимо ушей. Но зато лет через пять, когда кто-нибудь прочитает вам это, вас вдруг осенит «О, я понял». Так оно и бывает. Никто не может понять все-все с первого раза.
Так что бывает, что мы читаем что-нибудь в первый раз и понимаем это неправильно. Кстати, вы читали книгу «Освобождение» (англ. "Letting Go")?

Ученик: Да, несколько лет назад.

Наверное, вы помните, что это не та книга, которую читаешь запоем от корки до корки. В ней очень много информации, и она слишком вас загружает. Поэтому вы читаете немного, и затем осмысливаете это. Затем читаете ещё и снова берете тайм-аут на размышления. Мы с вами проводили беседы по каждой главе «Освобождения», но даже так нам не удалось охватить в наших беседах все за то время, которое у нас было. Каждый раз из всей главы мне приходилось специально выбирать что-то для обсуждения, а остальное опускать.

Так вот. С чем это можно сравнить? Например, вы – свободный человек, не женаты или не замужем, и вдруг в торговом центре рядом с вами оказывается женщина или мужчина вашей мечты, но вы этого не замечаете. Что ж, вам просто не повезло, и вы снова в поиске. Или, вот например, на днях мы с Линн вернулись домой с вечеринки, и она спросила: «Ты попробовал пирог?» «Нет, а что там был пирог?» - спросил я. «Ну как ты мог это не заметить?» - удивилась она. Хм, подозреваю, я просто был «не настроен» на то, чтобы его заметить.

Да, иной раз мы упускаем даже то, что очевидно бросается в глаза. Так что дословный перевод, который подготовила Саяка, может нам с вами очень помочь. Но подумайте, ведь есть люди, которые вообще не знакомы с учением, те, кто сейчас не с нами, живет в другой точке земного шара, или вообще не занимается ни Айкидо, ни какой-либо другой практикой, то есть 99,9% всех людей, живущих на земле, которые никогда всего этого не услышат, даже если бы они и могли понять все правильно.
Вы об этом спрашивали?

Ученик: Не совсем, мне кажется мой вопрос немного шире. Вот, например, возможность ходить на тренировки есть, но, как в моем случае, не так часто, как хотелось бы, потому что у меня есть дети. Скажем, когда я самостоятельно упражняюсь с боккеном и делаю что-то не так, со мной рядом нет никого, кто бы мог указать мне на мои ошибки. И моя техника становится все хуже и хуже, и я все дальше от правильного выполнения, которое в Айкидо должны давать тренировки. Как сделать так, чтобы этого не произошло? Догадываюсь, нужно чаще приходить и тренироваться. Но если такой возможности нет, как правильно тренироваться самостоятельно?

Что ж, конечно, нужно приходить и тренироваться. Когда у вас есть дети и все такое, то, да, у вас нет возможности посещать тренировки так часто, как вам бы хотелось. Но не забывайте, что кто-то когда-то выполнил удар боккеном правильно в первый раз, и до этого никто этого ему или ей не показывал. Если вы можете часто приходить в додзё, значит, у меня есть возможность вам помочь и подсказать, как делать правильно. Но помните, я учился у своего учителя, а он - у своего, а когда-то давно кто-то дошел до всего самостоятельно. Все они практиковались и учились на своих ошибках, а когда у них что-то не получалось, они не сдавались и не бросали тренировки. И это все применимо и по отношению к каждому из нас, потому что на самом деле наставник не может что либо сделать для вас. Я имею виду, что да, он поможет вам разглядеть суть, отбросить все неважное и второстепенное. В самом начале он может показать вам, как правильно наносить удар, и возможно вас это вдохновит и очень поможет. Замечательно, когда есть учитель, к которому можно прийти и поговорить. Но только этого все равно не достаточно. Необходимо тренироваться самостоятельно. Зачастую именно во время самостоятельных тренировок приходит понимание: «О, так вот что он имел в виду тогда, два года назад, когда он говорил мне сделать вот так, а не так». Потому что ваше разумное тело уже «настроено», и само знает. Поверьте, просто продолжайте тренироваться. Если вы практикуете медитацию и ки-дыхание, вы точно также настраиваете и готовите ваш «сосуд», ваше разумное тело. Вы готовитесь путем настройки и улучшения вибраций и энергий, из которых состоите. Постепенно ваше внимание из рассеянного и отвлеченного становится все более точным, вы становитесь более спокойным и открытым ко всему, что происходит вокруг, и это подготавливает ваш разум и тело к гораздо более интенсивным испытаниям и переживаниям. Вибрация, которая происходит, при реальном ударе мечом, очень-очень интенсивная. И вы не сможете сразу перескочить к такого рода опыту. Это может сорвать все ваши тормоза. Ваше тело и разум не смогут это переварить. Но этого и не может произойти. Потому что все так устроено. По мере того, как растет интенсивность и ваша невозмутимость, ошибки постепенно начинают растворяться и Вселенная вам откроет и покажет не только то, как правильно наносить удар боккеном, но и вообще абсолютно все. Но, так или иначе, то, что вы сейчас воспитываете детей – это уже сама по себе достаточно сложная практика.

Что ж, время подошло к концу. Всем большое спасибо за внимание. Двадцать седьмого апреля, перед тем, как я улечу проводить семинар в Европу, мы обсудим Шокушу № 3.

Перевод статьи - Тростянская Ольга (Ки-тесты начального уровня) и Кирюхин Алексей (Инструктор Московской федерации ки-айкидо, 1-й дан ки-айкидо Alexey.Kiryukhin@ki-aikido.ru).

Если Вы владеете английским языком то почитать беседы и задать вопрос непосредственно Куртису-сэнсею можно на сайте http://curtissensei.com/?cat=8 под соответствующим материалом.
Либо вы можете обратиться с вопросом к Куртису-сэнсею на русском языке пометив вопрос в комментариях к статье.
Ответы Куртиса-сэнсея будут размещаться по мере их получения.