Высказывание о Ки № 3 - Путь единения с Ки


Мы продолжаем публикацию переводов бесед Кристофера Куртиса со своими учениками об основных смыслах и понятиях в Ки-Айкидо. Куртис-сэнсей обсуждает со своими учениками 22-а высказывания Коичи Тохея о Ки (Шокушу). В сегодняшнем материале обсуждается Шокушу №3 "Путь единения с КИ".
Куртис сэнсей - обладатель 8-го дана ки-айкидо, шеф-инструктор Гавайской федерации ки-айкидо, официальный ки-лектор.

Перевод статьи Кристофера Куртиса от 27 апреля 2012 г.

Всем добрый вечер!

Сегодня наше третье обсуждение 22-х высказываний Коичи Тохея о Ки (Шокушу). Сегодняшнее высказывание озаглавлено «Путь единения с Ки». Как и всегда, у меня есть исследование текста на японском языке от Саяки Ризонер. Сперва я попрошу Саяку прочесть на японском, затем я прочту текущую английскую версию, и после я прочту вам точный перевод с японского на английский. Обычно между ними небольшое различие, но всегда существует некое количество слов, которые появляются, как вы увидите, чтобы подчеркнуть/выделить что-то и помочь нам понять, что же Тохей-сэнсей говорит.

Итак, Саяка, пожалуйста, прочти на японском.

(Саяка читает.)

Спасибо тебе большое. Хорошо, теперь самая поздняя версия на английском языке.

3. Путь единения с Ки.
Абсолютная Вселенная - единое целое... Мы называем это Ки.
Наши жизни и наши тела произошли из Ки Вселенной. Мы тщательно изучаем принципы Вселенной и практикуем их. Мы являемся одним со Вселенной. Не нужно падать духом, не нужно бояться. Путь, которому мы следуем, - это путь Вселенной, которому не могут помешать ни трудности, ни лишения.
Давайте будем мужественными, чтобы сказать: «Если у меня ясное сознание и успокоенный дух, я смело встречу любые преграды, с которыми могу столкнуться».

Хорошо, это то, что напечатано в книге Шокушу. Сейчас то, что Саяка перевела для меня с японского на английский:

Абсолютная Вселенная - единое целое, которая называется Ки (по существу одно и то же). Моя жизнь и мое тело рождены из Ки Вселенной. (Существенное различие здесь в том, что всё в единственном числе, а не во множественном, как в книге Шокушу.) Я изучаю принципы Вселенной, и я един со Вселенной. Чего же мне бояться, или о чём беспокоиться? Мой путь – это путь Вселенной, которому не могут помешать ни трудности, ни страдания.
Давайте будем достаточно сильны духом, чтобы сказать: «Я буду следовать пути, или я продолжу двигаться по пути, пусть даже будет 10 000 противников этого, если мое сознание скажет мне, что это правильно».

Таким образом, это последнее предложение существенно отличается от официальной английской версии. Не только потому, что в нем использует единственное число, а не множественное. Напрашивается вопрос, каким образом мы узнаем, что мы правы? Как мы узнаем, что мы следуем пути? Как мы определяем, что это путь Вселенной, а не мой личный путь? По мне, так это звучит очень опасно.

В Айкидо всегда присутствует вопрос об авторитете: у кого достаточно авторитета, чтобы утверждать правильность практики, и из чего точно состоит авторизованная практика, так же как в католической церкви. Конечно, когда Тохей-сэнсей был жив, всегда всё происходило в соответствии с его словами. Он был авторитетом. Он создал тот способ практики и обучающие методы, которые мы используем. Хотя он первый заявил бы, что ни одна из частей учения не создана им. Это все пришло из древности. Каждый мудрый человек, который когда-либо жил на свете, учил нас тем же вещам. Но его методы обучения, например, Ки-тестирование, а также некоторые другие, которые он привнес в Айкидо, - Ки-дыхание, Ки-медитация, способ выполнения техник, способ преподавания техник, включающих кайщё, гёщё, сощё. Все эти моменты, эти техники обучения - это способы преподавания, которые Тохей-сэнсей разработал. И когда бы ни использовались эти методы в то время, когда Тохей-сэнсей был жив, мы всегда чувствовали себя комфортно, так как мы следовали пути.

Но Тохей-сэнсей скончался, ушел из жизни. Конечно, Синичи Тохей-сэнсей – ныне действующий международный президент, так что если кто-то и будет считаться авторитетом или «папой в Айкидо», то это будет Синичи-сэнсей. Но он не ведет себя так, и он никогда не взаимодействует со мной, например, таким образом. Он никогда не спрашивает ничего о том, чему я учу, потому что он знает, что настоящий авторитет не исходит от какого-то одного человека или какой-то школы. Истинный авторитет (и вот почему католическая церковь находится в том состоянии, в каком она есть сейчас) не исходит от папы, он не исходит от какого-то конкретного человека. Он исходит от Вселенной и говорит с каждым из нас напрямую.

Итак, Тохей-сэнсей определяет это следующим образом. Он говорит: «Если у тебя ясное сознание и успокоенный дух», ты следуешь пути. Сколько здесь присутствующих имеют ясное сознание?

Ученик: Я пытаюсь.

Олив говорит: «Я пытаюсь». Да, мы все пытаемся.
А сколько сможет сказать, что у них успокоенный дух?

(Никто не отвечает)

Итак, развитие ясного сознания и успокоенного духа требует многих лет, но даже в самом начале, когда у вас уже есть это ясное сознание и успокоенный дух. Что-то не так, не правда ли? Может быть, это не происходит с вами постоянно, но эти моменты существуют. И в эти моменты вы можете понять, что вы проживаете, следуете по пути, находитесь на нем.
Прежде всего, Тохей-сэнсей начинает высказывание с того, что Абсолютная Вселенная - единое целое. Мы называем это Ки. Наши жизни и наши тела произошли из Ки Вселенной. Мы тщательно изучаем принципы Вселенной и практикуем их. И пока мы следуем этим принципам, которые являются принципами Абсолютной Вселенной, всё хорошо.
Итак, могу я вас спросить, что же такое принцип?

Ученик: это правило.

Правило. Следование принципам Вселенной, как ты говоришь, - это некое правило. Можешь привести мне пример?

Ученик: Например, законы, наши моральные принципы.

Приведи мне пример принципа.

Ученик: Я не очень уверен.

Что насчет любви-доброты? Быть добрым. Будет ли это принципом, с которым все во всем мире смогут согласиться? Ты говоришь, это - правило. Таким образом, я добр к людям, потому что это правило; насколько я искренен в этот момент?

Ученик: Не очень.

Таким образом, я не по-настоящему следую пути, я следую правилу. Вот почему я спросил, что такое принцип? Как принцип работает в наших жизнях? Если я вам скажу: «Хорошо, следуйте этому принципу, выполняйте это правило. Я ваш учитель и я говорю вам быть добрыми ко всем». И тогда вы пытаетесь быть добрыми, и вы действительно весьма добры ко всем, потому что вы соблюдаете правило, которое вам дал ваш учитель. Это то, что имел в виду Тохей-сэнсей? Является ли это следованием пути Вселенной?

Ученик: Нет. Это должно быть естественным, чем-то настоящим, что происходит.

Хорошо, а всегда ли мы по-настоящему добры?

Ученик: Не всегда.

Не всегда. Следовательно, в нашей жизни есть определенные моменты. И так же существует множество моментов, когда мы замечаем, что мы не очень добрые по-настоящему. Из этого мы можем увидеть, что существуют времена, когда я следую пути Вселенной в вопросах доброты, например. И так же есть периоды, когда я не следую пути Вселенной, если я очевидно не добр к другим или к себе. Это то, что мы отмечаем для себя. Итак, мы отмечаем, что доброта или любой другой принцип Вселенной должен взрасти в нас, в нашем естественном состоянии. И тогда мы замечаем, что существуют определенные вещи, которые препятствует действию этих принципов внутри нас и через нас. И эти вещи...?

Ученик: По мне, так принципы трансцендентны для личности.

Так, немного расслабься и говори на для нас понятном языке. Какой феномен мы замечаем в отношении себя, когда мы не следуем пути Вселенной?

Ученик: Наши привычки.

Привычки. Ладно.

Ученик: Оценивание.

Оценивание других, оценивание себя.

Ученик: Наши навязчивые идеи/пристрастия.

Наши пристрастия приклеиваются к тому, как мы видим вещи, прицепляются к тому, как мы реагируем на что-то, даже если мы явно видим, что они не являются полезными или хорошими.

Ученик: Мы можем этого не видеть. Мы можем думать, что мы это видим, но на самом деле мы можем не видеть.

Мы можем даже не видеть.

Ученик: О чём и речь. Любой другой может это увидеть, но нам это может быть недоступно.

Вот почему неэффективно просто сообщать людям правила или принципы Вселенной, которые им следует соблюдать. Для каждого из нас мы открываем внутри себя принципы следования пути и затем смотрим, что удерживает нас от следования этому пути. И, конечно, доброта - это просто один из примеров, но этот пример весьма хорош и затрагивает многие аспекты.
По факту, я не могу придумать какой-либо реакционный процесс, любой тип реакции на что-либо, который мог бы послужить на пользу доброты внутри меня. Когда я реагирую на что-то, это в какой-то степени защищает меня, помогает мне. Я хочу выжить. Я хочу быть кем-то особенным. Когда бы я ни был в этом состоянии, я не следую пути, и я, возможно, не смогу быть добрым к вам.

Ученик: Что насчет чего-то вроде реагирования с симпатией или эмпатией к чьему-либо страданию? Разве это не будет развивать доброту внутри нас?

Это хороший вопрос. Я хочу использовать здесь другое слово. Я думаю, то, на что ты ссылаешься, называется «быть отзывчивым к нужде». Вы видите нужду, и вы отзывчивы к ней. Когда я говорю «реагировать», это подразумевает в себе самозащиту, некий способ выпятить свое «я». И даже когда я думаю или говорю: «Ох, ты бедненький», - это является реакцией, а не отзывчивостью. Когда вы отзывчивы к кому-то в нужде, вы не усугубляете проблему говоря: «Ох, ты бедняжка». У них уже есть эта проблема. Они не нуждаются в вашем повторении этого. Знаете, вы просто делаете всё необходимое, что должно быть сделано. Это может включать в себя слово или первую помощь, еду или просто объятия, а может, просто нужно находиться рядом с ними в трудный момент. Да, сострадание происходит напрямую. Сюда не включена рефлексия. Здесь не нужно обдумывание. Ничего, что может встать между. Настоящее сострадание - это видение Зеркальной Вселенной, видение, что это вы сами и есть. Это не я смотрю на вас, сочувствую или сопереживаю вам. Настоящая эмпатия растворяет разделение между нами. И это то, что я бы назвал откликом, уместным откликом или прямым участием. И я отличаю это от реагирования или реакции, которые включают в себя суждение и самозащиту.

Ученик: Сэнсей, я заметил, в Шокушу отмечается, что мы следуем путям Вселенной, но не указывается, по крайней мере, в моем понимании, в тех нескольких параграфах (и конечно же, здесь недостаточно времени все перечислять). Оно, на самом деле, не отмечает никаких специфических характеристик о том, что из себя представляют эти принципы. Я уверен, что их существует очень много - четыре Основных Принципа и другие, включенные в книгу Шокушу. И мне бы очень хотелось, чтобы вы как-то суммировали то, что было сказано, может, сказали бы одним словом, одной фразой или одной идеей - что лучше всего объединяет все эти вещи, которым нам нужно следовать, потому что Вселенная охватывает всё. Это и войны, и мир, и доброта, и ненависть - все эти составляющие. И где-то во Вселенной существует путь, по которому мы следуем, и это чтение здесь, когда бы я ни слушал, оно говорит, что мы следуем путям Вселенной.

В нем говорится, что мы следуем принципам Вселенной. Мы тщательно изучаем принципы Вселенной и практикуем их. Путь, по которому мы следуем, - это путь Вселенной, которому не могут помешать ни трудности, ни страдания.
Конечно, в нашем случае, как ты и говоришь, нет возможности, чтобы начать перечислять все принципы. Доброта - это просто пример. Но чтобы быть более близкими к Вселенной, в качестве примера вместо доброты мы можем взять любовь. Любовь – это, возможно, основной принцип Вселенной.
Я расскажу вам короткую историю, которую вы, может быть, знаете, а может, и нет. Когда Тохей-сэнсей был моложе, к нему пришла женщина из общины и спросила, может ли он поговорить с учителем ее младшего сына. И Тохей-сэнсей сказал: «Хорошо, а в чём проблема?» Женщина ответила: «Он прибегает к телесным наказаниям. В основном он бьет их, когда они выходят за рамки дозволенного. Он их шлепает. Так вы поговорите с ним?» Тохей-сэнсей сказал: «Да, попросите его прийти увидеться со мной». Итак, они сговорились и попросили учителя прийти к Сэнсею. И учитель знает. Он не глупый. «Да, хорошо,» - он думает. И он должен пойти и поговорить с Тохеем-сэнсеем. Естественно, он приходит в «оборонительном режиме». Первое, что ему говорит Сэнсей: «Я понимаю, что ты практикуешь физические наказания и ты веришь в их действенность». Учитель отвечает: «Да, что в этом не так?» И Тохей-сэнсей говорит: «Ничего. Я полностью с тобой согласен». «Вы согласны со мной?» - восклицает учитель. «Да, - повторяет Тохей-сэнсей, - Это современные дети, как еще их удерживать в рамках? Это очень трудно. Я могу понять ваше расстройство». И парень говорит: «Спасибо вам». И Тохей-сэнсей отвечает: «Ты можешь идти». Учитель не может поверить в свою удачу. Мастер с ним согласен, ну теперь-то он может сказать этим мамочкам, как они не правы. Итак, он встает и собирается уходить, а Тохей-сэнсей говорит: «Ах да, еще одно. Я хочу, чтобы ты мне кое-что пообещал». Учитель: «Хорошо, что же это?» «У тебя есть мое разрешение наказывать этих детей, когда они того заслуживают. Но ты должен пообещать мне, что ты никогда не поднимешь на них руку, если в тебе есть хоть немного гнева или раздражения». Этот учитель больше не тронул ни одного ребенка.
По мне, так это действительно великолепный пример действия принципов Вселенной, а также разницы между тем, что мы обсуждали - между реакцией и откликом.

Тохей-сэнсей говорил: «Правильно - это правильно, а неправильно - это неправильно». А также он бы сказал, что в любой стране, куда бы он ни приезжал преподавать, каждый бы согласился, что если что-то считается правильным, то тогда вы можете рассматривать это как принцип. Конечно, в определенном смысле вы можете сказать, что все согласятся с тем, что любовь - это правильно, или с тем, что доброта - это хорошо. Но я всегда думал, то, что хорошо в одной стране, не обязательно считается правильным в другой, если мы используем понятия «правильно/неправильно». В некоторых странах вы должны отрыгнуть после того, как поели. Но если вы сделали это на обеде в высшем обществе в Бостоне, вы будете изгнаны из него навсегда. Это не будет воспринято правильно. Но если вы не отрыгнете в Эр-Рияде после обеда, вас больше никогда не пригласят на обед снова. Это явные противоположности. Конечно, в мире существует множество противоположностей. Но принципы Вселенной, говорит он, - это принципы Абсолютной Вселенной. Они находятся выше противоположностей. До тех пор, пока вы можете найти противоположность чему-либо - это не принцип Вселенной. Это просто относительная правда. И это очень важный момент. Вот почему он говорит о принципах Абсолютной Вселенной.
Итак, мы едины с Абсолютной Вселенной. И мы до сих пор полны глупостей, но мы едины со Вселенной. И это значит, что все эти глупости являются частями целого, а не существуют отдельно. И вот почему для нас так трудно вступить в схватку со своей глупостью: мы думаем обо всём, как об относительном. Мы думаем, что абсолютное противопоставляется относительному. И поэтому, когда мы используем язык, это становится проблемой. Если мы скажем, что существует несколько истин, которые являются абсолютными, как любовь, вы можете сказать, что существует ненависть ей в противоположность. Но тогда здесь возникает недопонимание – что же подразумевается под любовью? Любовь больше похожа на Ки, на внутреннюю энергию. Кто-то однажды спросил меня в Германии: «Существует ли такая вещь, как отрицательное/негативное Ки? Иногда я чувствую негативную Ки, исходящую от людей». Нет, существует единственная Ки. Это абсолютный принцип Вселенной, а не что-то, к чему можно найти противоположность. Итак, это очень важный момент. Как только вы сможете найти противоположность к чему-либо, тогда то, о чём вы думаете, не является абсолютной величиной. Слово «любовь», например, может быть использовано, как противоположность «ненависти», в неком логичном, относительном понимании. Но это в том случае, если вы сведете любовь к чему-то меньшему, чем принцип Вселенной.
Это ясно?

Ученик: Да, спасибо.

Я начал с того, что спросил: «Как мы узнаем, что следуем пути Вселенной?» И Марк сказал, что может быть такое, что люди не знают и не осознают, что они не знают. Он психолог, для него это в порядке вещей встречать таких людей, кто может быть в заблуждении в определенной степени. Это то, что ты имел в виду, Марк?

Ученик: Ну, все, наверное, в какой-то степени в заблуждении. Я работаю с людьми, которые рассказывают мне о своих психологических защитах, и я должен напоминать им, что такие защиты бессознательны. Вы не можете говорить мне про ваши психологические защиты. Я могу их видеть, но вы не можете. Если вы поменяете свои привычки, то мы увидим, что они из себя представляют. И большая часть работы, которую мы делаем в Айкидо, - это попытки изменить привычки, правильно? Вы знаете, мне нужно следовать пути, но у меня есть эти привычки.

Это интересная точка зрения. Вы можете посмотреть на другого учителя где-либо и сказать: «Хорошо, на самом деле, я не думаю, что он следует пути. Это не выглядит, как путь для меня». Но вы не можете этого знать. Только он может это знать. Вы не можете посмотреть на меня и сказать: «Да, он учит пути. Он следует пути». Вы не можете этого знать. Я могу знать, потому что в тот момент, когда я не следую, все тревожные звонки срабатывают в моей системе. Теперь допустим, что вы должны научиться, развить способность распознавания или развить осознание этих тревожных звонков. В начале вы просто можете только отмечать: «О, я снова это делаю. Я не думаю, что я хочу сказать именно это. Эй, парень, почему я это сделал?» Вы можете начать замечать. Но чем больше вы сидите в медитации и чем больше вы привыкаете к природе человеческой жизни и живете в постоянном потоке переживаний, чувств, эмоций и мыслей, тем чаще вы видите этот тревожный момент, еще до того, как он начинает отвлекать, в этом случае ощущается как бы некий дискомфорт. И чем больше вы практикуетесь, чем больше вы сидите в медитации, тем более настроенным на это вы становитесь. Таким образом, для себя вы можете всё больше и больше познать разницу, если вы практикуетесь глубже и глубже. Для себя. Для кого-то еще посмотреть и увидеть это со стороны, гораздо труднее. Хотя я скажу, что чем больше вы отмечаете внутри себя, тем проще это увидеть внутри другого человека. Потому что, когда вы смотрите на другого человека, вы просто смотрите на себя. Это зеркало Вселенной, и, если вы не замечаете этого здесь, вы не сможете заметить это там.

Ученик: Сэнсей, по поводу темы «Как мы знаем о том, когда мы следуем пути Вселенной», я просто собирался сказать про отсутствие тревоги по поводу того, что происходит вокруг нас в текущий момент. Такой тревоги как: «Всё ли я правильно делаю в додзё?» Я думаю, вы постоянно напоминаете нам, что нужно расслабиться и наслаждаться собой, улыбаться, отпускать. И так же я часто нахожу это трудновыполнимым. Я очень часто наблюдаю, проверяю и пытаюсь что-либо выяснить.

Вот почему мне нравятся четыре принципа Сузуки-сэнсея: «1. И что? 2. Ничего не делай; 3. Будь естественным; 4. Не беспокойся, будь счастлив». Да. Это принципы успеха в любом начинании. Забудьте об Айкидо. Когда вы испытываете волнение или чувство, что что-то не совсем так, это всегда значит, что вы не следуете принципам Вселенной. Всегда у вас получается по-своему. Принцип Вселенной в том, что не существует двух. Существует только один. Абсолютная Вселенная едина. Таким образом, в любое время, когда происходит разделение внутри нас, у нас есть это чувство тревоги, волнения. И когда мы отвлечены нашими мыслями или эмоциями, или чувствами и встревожены в результате этого, тогда внутри нас происходит разделение. Это может быть ваш любимый человек, может быть ваш партнер по Айкидо или ваш учитель, это может быть ваш ребенок, родитель, брат, сестра, коллега - кто угодно, кто постоянно испытывает нас.

И в этом вся красота Ки-теста Тохея-сэнсея, потому что он учил нас, как проверять состояние ума каждого из нас. Если существует волнение, вы сдвигаетесь. Если есть тревога, вы сдвигаетесь. Вот почему, когда я учу Ки-тестам, я всегда говорю, нет двойственности, я говорю не делать разделения между успехом и провалом или между собой и мной или тем, кто вас тестирует. Не делайте разделения, потому что таким образом вы автоматически создаете беспокойство. Каждый раз, когда существует больше, чем один, будут столкновения, несогласия, и это будет беспокоить вас. Изумительная вещь в том, что на самом деле вам действительно не надо ничего делать, кроме того, как отпустить ситуацию и следовать четырем принципам Сузуки-сэнсея. Вот для чего он их создал. Он думал: «Как помочь им понять?» Вам не нужно ничего делать. Делайте ничего. Здесь нет того, что вам следует делать. И что? В конечном счете, вы всё равно умрете. Так что же это за большая проблема, о которой вы так волнуетесь? Не делайте ничего. И посмотрите, что произойдет. Будьте естественными. И если ничего из этого не сработает, тогда просто: не нервничайте, будьте счастливы.

Ученик: Спасибо, сэнсей.

Ученик: Мне кажется, у меня было некое откровение на этой неделе на работе. Мне часто делали замечания раньше. Я нечасто появлялся в офисе руководства с тех пор, как закончил восьмой класс. Вы знаете, я раньше занимался рамочными конструкциями, что агрессивно по своей природе.

Работа с рамочными конструкциями агрессивна по своей природе?

Ученик: Да, это агрессивно. Чтобы быть лидером в этой индустрии, вам необходимо быть агрессивным.

Под рамочными конструкциями вы подразумеваете строительство каркасных домов, не обрамление картин?

Ученик: Да, домов. Но сейчас у меня совершенно другая профессия. Вокруг меня офисные люди, а я имею склонность говорить вещи, которые не являются политкорректными. И они реагируют на это. И я всегда думал: «Я работаю так усердно, а они не ценят меня». Все эти вещи постоянно происходят. В конце концов, я сказал: «Ох». Меня вызвали в офис, и к тому времени, как я его покинул, мы уже смеялись и обнимали друг друга, потому что я «открылся». И я сказал: «Спасибо вам за урок, в котором я так нуждался».

Когда вы говорите «политкорректный», вы имеете в виду вежливый с людьми?

Ученик: Не совсем, ну, это просто говорить те вещи, которые люди могут не так понять. Они воспринимают их неправильно, когда они не политкорректны.

Итак, если эти слова задевают их, мы можем сказать, что вы недостаточно к ним добры.

Ученик: Да.

Пытаетесь ли вы мне сказать, что их ошибка в том, что это их задевает, и что вы абсолютно невиновны в этом?

Ученик: Нет, и я понимаю это сейчас, я посмотрелся в зеркало и воскликнул: «А, вот ты где!» Сегодня, когда я наконец-то всё прояснил, я в итоге всё увидел. Я имею в виду, я уверен, что это может случиться снова, но, по крайней мере, я вижу всё больше и больше. И это значительно меня успокоило.

Я очень рад это слышать. Ваша манера вести себя, как вы рассказали нам: вы теперь явно успокоены и счастливы и даже, может, немного присмирели от этого.

УченикДа, сэнсей.

И возможно это обеспечит более глубокий уровень доброты ко всем, кто вступает с вами в контакт, даже к женщинам и пожилым людям.

Ученик: Хорошо, спасибо вам.

Таким образом, мы все будем делать максимум возможного, чтобы следовать принципам Вселенной и практиковать их. И, конечно, открытие для себя того, что это на самом деле значит и того, как понять, когда каждый из нас следует пути или нет, - это ключ к успеху. Это определенно не следование списку правил. В начале у нас есть этикет, который учит нас тому, как быть вежливым. Но это просто предложено нам в качестве образца. Вы не сможете следовать этикету всегда в своей жизни. В какой-то момент вас может осенить. Как в той истории, что вы рассказали, это просто пришло в голову: «О, получается, что моя собственная беззаботность может ранить других, поэтому, может быть, мне следует быть более заботливым по отношению к другим». Это будет однозначно приближать вас к следованию принципам Вселенной.

Спасибо вам большое.

Перевод статьи - Кирюхина Екатерина (студентка 3-го курса МГЛУ) и Кирюхин Алексей (Инструктор Московской федерации ки-айкидо, 1-й дан ки-айкидо).

Пишите нам в случае возникновения вопросов/комментариев,.
Если Вы владеете английским языком то почитать беседы и задать вопрос непосредственно Куртису-сэнсею можно на сайте
http://curtissensei.com/?cat=8&paged=2 под соответствующим материалом.
Либо вы можете обратиться с вопросом к Куртису-сэнсею на русском языке пометив вопрос в комментариях к данной статье.
Ответы Куртиса-сэнсея будут размещаться по мере их получения