Высказывание о Ки № 5 — Единая точка в нижней части живота


Мы продолжаем публикацию переводов бесед Кристофера Куртиса со своими учениками об основных смыслах и понятиях в Ки-Айкидо. Куртис-сэнсей обсуждает со своими учениками 22-а высказывания Коичи Тохея о Ки (Шокушу). В сегодняшнем материале обсуждается Шокушу №5 "Единая точка в нижней части живота ".

Куртис сэнсей - обладатель 8-го дана ки-айкидо, шеф-инструктор Гавайской федерации ки-айкидо, официальный ки-лектор.

Перевод статьи Кристофера Куртиса от 27 июля 2012 г.

Всем добрый вечер.

Сегодня состоится пятое обсуждение Шокушу под названием «Единая точка в нижней части живота».

Похоже, всегда будут некоторые сложности в понимании Единой точки по нескольким причинам. Первая: мы говорим о том, что эта точка находится в нижней части живота. Если бы вы смогли вскрыть свою нижнюю часть живота и рассмотреть её, то вы бы не увидели никакой Единой точки. Ведь абсолютно ясно, что она не существует в пространственно-временном континууме. Здесь нет этой взаимосвязи. Однако опыт ощущения, связанный с данной точкой, конечно же, вполне реальный. Вторая причина, из-за которой, как я считаю, возникает трудность в понимании, кроется в нашем стремлении думать о ней, как о своей собственности, «моя» Единая точка. Под этим мы подразумеваем «Единая точка Криса Куртиса», отдельного человека, этой личности, что-то, что принадлежит этой личности, что принадлежит этому человеку. И я надеюсь, что после сегодняшнего разбора истинного значения высказывания Тохея-сэнсея, мы увидим, насколько это восприятие ошибочно и почему оно вводит в заблуждение. Когда мы называем что-то нашим, мы не только стремимся цепляться за это, и держаться за это, и защищать это, сохранять, но мы также думаем об этом, как о чём-то, что мы можем включить и выключить. Поэтому, когда мы говорим: «Удерживай Единую точку,» мы воспринимаем это, как: «Включи свою точку внизу живота». Но это сбивает с толку. Это не то, что происходит на самом деле.

Как бы то ни было, это не что-то, во что мы не вовлечены, что-то нереальное, что-то, чего не существует. Конечно, мы очень даже участвуем в этом процессе. Но оно такое, какое есть, наше участие в этом процессе гораздо глубже, а его природа или разновидность отличается от нашего участия при выполнении таких обычных действий, как, например, прогулка по комнате или поднятие своей руки.

Тохей-сэнсей очень ясно выразился по поводу Единой точки, данной нам вселенной. «Вселенная, сжимаясь, становится этим телом, этой личностью, и дальнейшее сжатие становится Единой точкой в нижней части живота.» Другими словами, Единая точка в нижней части живота это не просто центр нашего тела, - поэтому, когда мы сосредотачиваемся в точке в нижней части живота, мы ощущаем всё наше тело из центра, - но это также и центр вселенной. Так как это происходит или концентрируется таким образом из того, что мы называем вселенной, оно просто не может быть чем-то только нашим. Это не только то, что вы можете ощутить в нижней части живота, не только то, что существует в вашем теле, как органы существуют в вашем теле, но это что-то вроде дара. Мы можем рассматривать это как своего рода подарок, который мы хотим ценить. Здесь как раз тот случай, когда очень сложно перевести с японского, так как в нём есть слова, которые имеют больше значений, чем в английском. Вы знаете? Также как «кокоро» может означать разум, а ещё и сердце без каких-либо различий. Это слово обширнее, оно включает в себя больше, выражает более обширную реальность, чем слова «сердце» или «разум» в английском языке. Таким образом, некоторые из японских слов, которые мы здесь разбираем, как раз такие.

Саяка, прочитай, пожалуйста, нам на японском. (Читает.) А теперь я прочитаю высказывание из Шокушу:

«5. Единая точка в нижней части живота
Вселенная - это безграничный круг с безграничным радиусом. Её центром является человек, а точнее, точка внизу живота.
Давайте успокоимся в этой точке, объединим наши душу и тело и направим нашу бесконечную энергию Ки во Вселенную»

Теперь, после того как мы с Саякой разбирали его час или больше, я прочту вам то, к чему мы пришли. Есть кое-какие отличия, но больше разъясняется, я думаю, другой смысл, чем в представленном нам английском варианте. Хотя Саяка и клянётся мне, что смысл на японском абсолютно ясен, но при переводе он был потерян. И поэтому она постаралась помочь мне подобрать именно те слова и фразы, которые точно отобразят смысл. Итак, сейчас я вам это прочитаю:

«Вселенная - это безграничный круг, обусловленный бесконечным радиусом. Его сжатие становится личностью, а сжимаясь дальше, становится Единой точкой в нижней части живота. (Заметьте, что в переводе ничего не сказано о становлении личностью.)

Этот дар единой точки - центр вселенной. Давайте успокоим наш разум в Единой точке, и мы автоматически ощутим бесконечное Ки вселенной.»

Так, теперь все кивают и говорят: «Да». А может ли кто-нибудь мне сказать, что означает «направить наше бесконечное Ки во вселенную»? Я имею в виду, как это сделать? Да. В течение всех этих лет люди, говорящие на английском, произносят, не задаваясь никакими вопросами, когда они читают Шокушу: «Постоянно направляйте своё Ки во вселенную».

Хорошо, Тохей-сэнсей дал нам в Шокушу определение Ки. Оно довольно понятное в том Шокушу, к которому мы обратимся позже. Он также написал об этом другие книги и вёл много бесед на эту тему. Он всегда довольно чётко описывал понятие Ки как основное вещество вселенной. Это то, из чего создана вселенная. Это означает, что вы и я созданы из Ки, и всё пространство здесь между нами сделано из Ки. Стены сделаны из Ки, маты из Ки, лампочки из Ки, небо, луна, звёзды, солнце, мать природа, здания, асфальт, таблетки, химикаты - всё из Ки. Итак, если всё уже сделано из Ки, как говорит нам Тохей-сэнсей, так, как же мы можем послать Ки из одного места в другое?

Мы говорим: «Расширять Ки». На японском эта фраза звучит, как «ки о дасу». Но Саяка очень осторожно сказала мне, что это не означает именно «расширять Ки». Это другая фраза. Поэтому я спросил её: «Это означает "расширение Ки"?» И она сказала, что нет, это другая фраза. И, наконец, она сказала: «Мы не можем это выразить на английском. Это как "Ки есть"». Конечно, это не очень правильно звучит на английском, потому что нам нужно сказать: «Есть что?» Но «Ки есть» будет наиболее близко по смыслу к «ки о дасу».

Итак, «постоянно посылать Ки во вселенную»... нет. Но, успокаиваясь в Единой точке, мы можем ощутить, что всё уже является Ки. Здесь нет такого разделения, как между кудрявыми или прямыми волосами, тёмнокожими или светлокожими людьми, мужчинами или женщинами, хорошими или плохими яблоками, правильным или нет, жизнью или смертью, болезнью или здоровьем. Другими словами, это противоположно тому, когда мы мечемся между тем и этим, когда мы в относительном состоянии. Когда мы сталкиваемся с такой трудностью, мы говорим: «Успокой свой разум в Единой точке,» - и после мы ощущаем уравновешенность, которая, как и всё во вселенной, сделана из Ки. И из этого расцветает сострадание, и чувство радости, и любящая доброта, потому что нет суждения. Наше осуждение ушло, просто благодаря «удержанию Единой точки», просто через успокоение нашего разума в этой точке. Когда у вас проблема, когда вы в смятении и пытаетесь принять решение, силясь понять что-либо, что происходит? Когда мы в смятении, мы всегда думаем, сравниваем одно с другим, не так ли? «Я могу сделать это или это. Почему я хочу сделать это, мне стоит сделать это. Но я лучше сделаю это.» Итак, мы движемся туда-сюда между двумя полюсами, двумя противоположностями.

Я всегда говорю тем, кто мечется, конечно, успокойте свой разум в вашей Единой точке, но потом делайте всё, что захотите. Вы всё равно это сделаете. Потому что это не вопрос, сделаете вы это или нет. Вопрос в том, успокоен ли ваш разум в точке в нижней части живота или нет. И здесь нет никакой борьбы, потому что вы не можете бороться с тем, у чего нет противоположности. Оно не существует в концепции, которую мы называем относительный мир.

В какой-то степени, это что-то типа благодати. Очень сложно перевести это слово, которое я переводил раньше как «подарок». И в каком-то смысле это дарованная нам милость. Мы можем ощутить то, что Тохей-сэнсей назвал «Единой точкой», или центр нашего тела. И как только мы сделаем это, в тот момент, когда мы концентрируемся там, наше внимание как бы расстаётся с нашим думающим разумом. Поэтому во время медитации, например во время Ки-дыхания или другого вида медитации, мы всегда просто успокаиваем наш разум в нашем теле. Мы не думаем. Думать это не медитировать. Мы просто ощущаем наше тело, остаёмся в этом состоянии. И это то, что Тохей-сэнсей называет «удерживать Единую точку». На японском «се канно итен» означает единая точка в нижней части живота. Поэтому будьте в Единой точке в нижней части живота.

Я не знаю, сможем ли мы когда-нибудь избавиться от слова «удерживать» в наших Четырёх Правилах или даже нужно ли нам это. Потому что, пока оно здесь, это даёт нам повод, о чём поговорить, что-то прояснить.

Ученик: А разве это не даёт нам непонимания, как будто нужно что-то «держать»?

Да, конечно даёт. Я сказал, это даёт нам тему для обсуждения, поэтому мы можем выяснить, как это понятие сбивает нас с толку. Это как иметь какой-то дефект. Все хотят быть идеальными. Все хотят быть всегда правыми, все хотят быть привлекательными, красивыми и любимыми. Нам не нравятся наши волосы, нам не нравится наш нос, нам не нравится, как мы стареем, нам не нравятся очертания нашего тела, нам не нравится уровень нашего образования, нам не нравится, что делали наши родители с нами, когда мы были маленькими, что они испортили нас. Нам всё это не нравится, потому что по нашим суждениям это несовершенство. Но, знаете, если бы не было этого всего, во-первых, наша жизнь была бы скучна, потому что нам не над чем было бы работать. А во-вторых, я не думаю, что вы присутствовали бы тогда здесь. Причина, по которой мы здесь, на Земле, в этом теле, в том, чтобы научиться принимать всё - не только чужое несовершенство, но и наше, без осуждения. Это сложно, но это то, что мы практикуем.

Это и означает успокоить наше внимание в Единой точке. Это то, что происходит. Это то, что я называю «уравновешенность», это не осуждающее состояние, когда вы не пытаетесь понять, что правильно, а что нет, вы не зацикливаетесь на том, поступить ли вам так или иначе: «Что мне делать, я так борюсь с этим?» Нет. Всё, что случится потом, будет в самый раз. Просто успокойте свой разум в Единой точке.

И замечательно здесь то, что вы можете сделать это с первого дня. Как только вы услышите об этом, вы тут же можете практиковать это. И чем больше вы будете практиковаться, тем лучше вы разовьёте возможность практиковать это. И, как и во всём остальном, вы сможете лучше отпускать, предаваться этому чувству и впадать в это состояние, которое мы называем «успокоенный разум в нашем теле». И каждый может делать это с первого дня.

Кто-то спросил меня в Европе на семинаре во время вопросов и ответов: «Когда я сажусь медитировать, я ничего не чувствую. Поэтому я не понимаю. Это здорово, но зачем продолжать медитировать? Я получу больше из ничего? Какой в этом смысл? Вы сказали, что разум - это всё и ничего. Так, если он и всё, и ничего, то что с ним делать?»

Ну, только потому, что я так сказал, это не означает, что это так и есть. Вам придётся понять это самостоятельно. И чем больше вы тренируетесь, тем глубже ваше ощущение этого. Оно не меняется. Реальность не меняется. Просто, чем мы спокойнее и уравновешеннее, тем больше мы можем ощутить. Знаете, я сижу так уже очень многие годы. И сейчас у меня нет другого ощущения, отличающегося от того, что было много лет назад. Конечно, я сейчас ощущаю это гораздо глубже или больше, это чувство сильнее, это больше влияет на меня. Но это только потому, что я стал более открытым для него. И поверьте, я коснулся лишь малой части.

Ученик: Я не очень понимаю, что вы имеете в виду под «обусловленный безграничным радиусом».

Это первое предложение. «Вселенная — это безграничный круг, обусловленный бесконечным радиусом.» Что ж, конечно, это английское слово. В оригинале говорится: «Вселенная — это безграничный круг с безграничным радиусом». Я думаю, что слово, которое использовала здесь Саяка, - «определён». Другими словами, это безграничный круг, который определяется, обуславливается, подтверждается фактом, что у него есть безграничный радиус. Это не просто безграничный круг, который автоматически обладает безграничным радиусом, но он подтверждается им. Мы не используем такие выражения на английском.

Ученик: Как вы думаете, может, Тохей-сэнсей просто выразился поэтически, потому что он написал это до нынешних поразительных открытий в области физики? Просто нет никакой возможности хоть как-то измерить вселенную. По сути, возможно даже существование нескольких вселенных. Есть очень хорошее свидетельство, указывающее на это, хотя это всё ещё не может быть доказано. Поэтому когда он сказал «безграничный круг», возможно, он просто пытался направить нашу мысль в эту сторону. Ранее в лекциях вы сказали, что вселенная - это мир ощущения нашей вселенной, и что наша вселенная не ограничена. Она безгранична в зависимости от того, как мы развиваемся и какие наши взгляды. Так, может быть, нам не стоит пытаться дать точное определение тому, что он имел в виду под кругом и радиусом.

Да, хорошо, спасибо. Я полностью с тобой согласен. Это поэтическое выражение. И, скорее всего, Тохей-сэнсей придавал малое значение тому, что физики думают об этой, той или другой вещи. И даже физики... один физик сказал сегодня по радио: «Мы понятия не имеем». Одна из поразительных вещей преподавания Тохея-сэнсея, это кокюдайхо и шучухо, потенциально вселенная бесконечна, этот мир ощущения, наша вселенная, каждая наша личная вселенная, может простираться бесконечно. Мы не знаем её размеров. На данный момент она ограничена для каждого из нас, но в конечном счёте ничто не может её ограничить. Мы сами ограничиваем её.

Если подумать, то, конечно же, вселенную нельзя измерить. Бесконечность означает, что её нельзя измерить. Ну, в мире относительном всё измеримо. Если ты учёный, можешь ли ты представить, насколько тебя озадачивает бесконечность? А если ты астрофизик, на что ты будешь тратить всё своё время? Ты будешь искать способ измерить эту чёртову штуку и искать ответ на эту задачу. Так запутанно. Спрашивающий мозг требует ответа. Это же верно и для физиков-практиков, потому что макро- и микрокосмос — одно и то же. Делаете ли вы кокюдайхо или шучухо, выходите ли вы во вселенную в её бесконечно широкое поле или это бесконечно малое пространство, которое становится всё меньше, меньше, меньше, половина от половины от половины, никогда не становясь нулём. Это также бесконечность. Это также сводит с ума. Потому что мы не можем это увидеть, не можем потрогать своими пальцами, мы не можем это измерить. Так, как же это выразить? Поэтически.

Ученик: Это из-за его не концептуального характера?

Это вне нашей концепции. Да, мы не можем осознать, что такое бесконечность. Поэтому для тех людей, которые всю жизнь изучают то, что можно измерить, что можно схематизировать, теоретизировать и потом подтвердить при помощи вещественных доказательств, это очень сложно. Я имею в виду, что даже математические доказательства помогают, но этого недостаточно — это сказал сегодняшний физик. У нас есть математические доказательства конкретных вещей, но этого недостаточно, если ты не сможешь как бы потрогать и измерить это. Что ж, ты никогда не сможешь измерить кокюдайхо или шучухо. Поэтому, как я уже сказал, единственный способ выразить это — поэтически. Это можно ощутить, если отбросить своё желание дать этому определение или измерить это, а просто почувствовать, какое оно, объять это поражающее мозг чувство. Это то, что Тохей-сэнсей называет «единство души и тела», это чувство шенг, это чувство фудосин, это единение с таинством вселенной, половина, половина, половина, больше, больше, больше. Так, когда мы выполняем эти виды медитаций, все те, что Тохей-сэнсей дал нам, чтобы мы могли прочувствовать единство, сконцентрированное в центре нашего тела, в Единой точке, проходящее сквозь всё наше тело, сквозь всю нашу вселенную, мы можем ощутить благоговение и тайну того, что не может быть измеренным.

Ученик: Я работаю учителем Бриллиантового Подхода (Diamond Approach). Первый тип медитации, который осваивает большинство учеников, называется Кэт-медитация. И у них возникает та же проблема с ощущением точки Кэт в нижней части живота. И поэтому я провожу Ки-Тест, чтобы они смогли ощутить её на физическом уровне. Я знаю, вы говорили, что точка Кэт и Единая точка — это немного разные вещи, но Ки-Тесты всё же помогают им во время Кэт-медитации, потому что они ощущают что-то не физическое и не ментальное. Но через мой опыт Ки-Тестирования я могу помочь им почувствовать и понять, где находится эта точка.

Ты можешь помочь им ощутить это. Хорошо, кто-нибудь ещё? Вопросы?

Ученик: Учитель, я немного не понимаю... почему нижняя часть живота? Возможно, у вас нет ответа на это, но откуда это взялось? Почему это не мизинец правой руки или палец ноги, или что-то типа того. Это немного озадачивает. Может быть, это как-то связано со строением нашего тела? Я имею в виду, может это какая-то важная часть нашего туловища.

Хороший вопрос. Ладно, давай возьмём кончик твоего мизинца. Пожалуйста, ощути его как центр вселенной.

Ученик: Ну, это может занять некоторое время.

Ты можешь переключить своё внимание на любой палец своей ноги, на свои волосы, на кончик своего носа, на зубы, на язык. Единая точка в нижней части живота так называется, потому что это точка. Ещё раз, ты смешиваешь слова, потому что ты пытаешься думать об этом, как о части тела, и, исходя из этого, пытаешься понять, почему Единая точка в нижней части живота. Дарована, на самом деле сказал он. Что ж, конечно, там мы ощущаем центр нашего тела. Поэтому он говорил, что эта точка находится там, потому что именно там мы её ощущаем. Поэтому он говорит: «Попробуй тоже, ты тоже это ощутишь, а, да, именно здесь мы ощущаем центр всего, в нижней части живота». И снова, если ты посмотришь туда, то её там нет. То есть это то ощущение, о котором мы говорим, не нечто физическое или какой-то объект. Если ты можешь почувствовать подобное в своём пальце, хорошо. И, возможно, у кого-то это получается. Посмотрим... для меня это не является центром. Я имею в виду, я чувствую покалывание, во всём теле. Знаешь, когда я успокаиваюсь, всё тело ощущает это. Но это ясно исходит из центра нижней части живота. Я думаю, этого достаточно. Не думаю, что нам нужно больше зацикливаться на этом.

Изначально эта область называлась «хара». Это вся область живота. И Тохей-сэнсей говорил, что ему понравилась именно Единая точка, потому что это основа, низ хары. Он всегда говорил, что это не одно и то же, что и хара. «Сэй кано итен», Единая точка, не то же самое, что и хара. «Хара означает просто живот. А эта Единая точка — это нижняя часть живота, по сути основа всего тела. Мы можем жить без ног, мы можем жить без рук, но мы не можем жить без туловища. Поэтому основа туловища так важна. Это основа всего: основа позвоночника, который поднимается выше и питает череп, мозг. Да, интересно, что с противоположной стороны от Единой точки находится думающий разум, где мы обдумываем все эти концептуальные вещи. И это никуда не уходит. Оно всегда здесь для нас. Мы не срезаем нашу голову. Она нужна нам. Но мы учимся жить в настоящем и доверять благодаря этому дару — Единой точке в нижней части живота, и когда нам что-то понадобится, она проявится. На самом деле нам не нужно думать: «Ээээ... посмотрим, как это будет?» Мы используем это как привычку, но оно ничего не делает для нас. Просто удерживайте внимание в Единой точке и не говорите до тех пор, пока она не заговорит. И двигаясь понемногу в этом направлении, ваша жизнь, ваше тело, примут этот уклад жизни, этот путь пребывания в спокойствии. И это не означает, что вы перестанете злиться на что-либо или перестанете быть чем-то недовольны, смеяться и плакать, и получать удовольствие, вы всё равно будете пьяны, если выпьете, всё равно будете голодны, если не поедите, и будете испытывать всё то, что происходит с человеком. Но услышав однажды мелодию спокойной Единой точки, она всегда будет звучать даже в худших ситуациях. Она там. Она здесь. И в этих встречах для меня великолепно то, что они проходят вживую. И часть правил нашего зала: уважать и не обижать друг друга, не ранить друг друга физически, морально или словесно — это очень важно, потому что помогает доверять этой атмосфере. И вы можете расслабиться и более уверенно приступать к ощущению Единой точки в нижней части живота. Это сангха. Мы все вместе, и каждый тренирует одно и то же. И это прекрасная возможность, которую вы не сможете найти больше нигде вне подобного рода группы. Конечно, есть и другие группы, которые тоже практикуют. Но я имею в виду, вне похожего типа групп, там просто нет подобного.

Есть много других групп, где изучают каллиграфию, флористику и прочее, и это замечательные вещи. Но Ки-Айкидо, я думаю, единственное направление, где изучаются подобные вещи, где собираются люди и открыто практикуют их совместно с физическими упражнениями.

Ученик: Учитель, у меня есть вопрос по поводу Шокушу. Тохей-сэнсей написал их или он взял откуда-то эти идеи? То есть медитация существует уже тысячи лет, поэтому я уверен, что кто-то писал что-то подобное и раньше, а он просто взял эти идеи. Или он всё же сам написал их?

Отличный вопрос. Знаешь, это произошло, когда я беседовал с Саякой на другой день, и, может быть ты помнишь, она говорила ранее, что, несмотря на то, что новый перевод Шокушу на английский переписывался где-то пять лет назад, оригинал на японском не менялся. Тогда я спросил её об этом снова: «Как ты думаешь, почему так?» И она сказала: «Потому что это взято из китайского языка, и эти фразы очень важны, поэтому их не хотят менять». Не все они взяты из китайского, а только некоторые. Конечно, Тохей-сэнсей написал их в том смысле, что он сел за стол, взял чернила и записал. Но он очень увлекался китайской философией; Сай Кон Тон, и принципы, которым он учит в Айкидо, конечно, не оригинальные в любом случае. Как ты и сказал, эти вещи довольно древние. Люди медитировали тысячи лет, и эти принципы известны тысячи лет. Однако замечательно то, что Тохей-сэнсей был способен не только устно изложить их, но и применять в Айкидо, не только для Ки-Тестов и Ки-Упражнений, но и в реальных приёмах, подвергаясь атаке, он никогда не терял состояния успокоения в Единой точке, которому он учил. И если бы ты увидел, как он выполняет приёмы, ты бы понял, что именно эти принципы он и соблюдает. Он чувствовал всех, кто атакует его, не оценивая их, просто без конца наслаждаясь ими. Восемь, двенадцать - неважно, сколько их, он просто проходит сквозь, не цепляясь ни за кого, ни на кого не злясь и не борясь ни с кем. Часто когда ты в зале и испытываешь трудности, твой разум как бы зависает. У него я такого никогда не видел. Я видел людей, которые пытались обмануть его и вывести из этого состояния, а он просто смеялся и отпрыгивал в каком-то другом направлении. Он просто перемещался и выполнял бросок немного по-другому, приговаривая: «Если вы пытаетесь делать так, тогда я свободен в выборе направления своего движения».

Он был мастером в этом, и вот почему мы так его любили и следовали за ним, потому что мы тоже хотели это ощутить. Поэтому основные моменты, которые мы должны изучить, чтобы следовать этому пути, - учиться ощущать мир, в котором мы живём, путь, которым он ощущал его описан в Шокушу. И да, некоторые из них очень древние, и это неважно, он ли их придумал или кто-то ещё. Я имею в виду, даже сейчас я полностью переписываю их, основываясь на сегодняшнем опыте, который гораздо более продвинутый, чем в то время, когда Шокушу были впервые переведены.

Так что, да, они будут меняться. Они будут меняться всё время. И через сто лет они снова изменяться.

Ученик: Так, он говорил, что это он сам их написал или что эта истина просто прошла через него?

Ты имеешь в виду, что-то типа ченнелинга?

Ученик: Да.

Не думаю, что когда-либо слышал от него подобное различения. То есть, ты же знаешь, что все виды боевого искусства в Японии очень закрыты. Обычно их секретами обладает семья. С одной стороны, здесь вовлечены большие деньги и престиж. Раньше они держали своё искусство под секретом. И если ты не платил им достаточно, не приходил в зал и не тренировался, то эти секреты тебе не открывали. Тебе нужно было стать истинным последователем, чтобы тебе открыли секреты одного конкретного рю, школы или семьи, их особенного владения мечом или даже составления цветочных композиций. Например, от нескольких людей я слышал, что когда снимала камера, О-сэнсей показывал одно Айкидо. А когда он учил в зале, он преподавал другой вид Айкидо. Это интересно. И даже несмотря на то, что Тохей-сэнсей был первым, кто получил 10-й дан от О-сэнсея, и он сделал его главным инструктором в зале, когда он умирал, он позвал Тохея-сэнсея к себе и сказал: «Убедись, что мой сын получит всё, что причитается ему как главе этой школы. Он единственный, кто получает деньги, единственный, кто получает престиж. Ты, пожалуйста, только учи, но убедись, что он всё это получит». И, конечно, так продолжалось только несколько лет, потому что... что ж, это уже совсем другая история.

Тохей-сэнсей посчитал, что секретов быть не должно. Больше секретов не стало. Он хотел, чтобы любой мог обучиться Айкидо. Любой может прийти. В те дни тебе не нужно было быть членом федерации. Он мог куда угодно пойти учить, и любой мог прийти учиться у него. Конечно, чтобы присоединиться к додзё, тебе нужно было стать членом федерации, но он проводил открытые демонстрации и классы по всему миру. Именно так он распространил своё учение. И по мере того, как он распространял учение, он развивал его и расширял всё больше и больше. В то время у нас не было книги Шокушу. Да, кое-что из этого уже было известно, но было не в такой форме. Не было почти никаких книг об Айкидо. О-сэнсей написал одну или две, одна из них, например, - «Будо Реншо», она представляет собой книгу картинок. Но, в общем, не было обсуждения философии, для чего всё это, какие принципы здесь используются. А потом он начал разрабатывать эти принципы — Пять Принципов Син-Син-Тоицу-Айкидо, Пять Принципов Ки-Теста, Пять Принципов Ведения Бизнеса, Пять Принципов Обучения Детей и так далее. Они все перечислены в Руководстве для Инструкторов, в зале Ки-Айкидо на Мауи. То есть он усердно старался поделиться этим со всеми.

Нам необходимо заканчивать на сегодня, но я бы очень хотел сказать, как и говорил ранее, Тохей-сэнсей ощутил целостность в нижней части его живота, в точке, которую он назвал Единой точкой. В самом центре и основании его тела он испытал это ощущение. Он провёл всю жизнь, разрабатывая принципы и посвящая каждый момент своей жизни, чтобы помочь людям ощутить тоже самое. Таким образом, вот чем мы занимаемся сегодня. Знаете, когда он попросил меня стать Главным Инструктором, он сказал: «Пожалуйста, научи их правде, а не просто технике». Он имел в виду, чтобы я всю свою жизнь, хотя бы во время преподавания, помог ощутить то, что мы испытываем. Это то, чему он посвятил свою жизнь. Это то, во что он верил. Поэтому он назвал это «Айкидо единства души и тела» или известную иногда как «Ки-Айкидо». Это может показаться излишним, но это не так, если вы понимаете путь, по которому идёт большинство людей, практикующих Айкидо.

Большое спасибо.

Перевод статьи - Кожедуб Виктория (3-й кю Ки-Айкидо, Ки-тесты среднего уровня) и Кирюхин Алексей (Инструктор Московской федерации ки-айкидо, 1-й дан ки-айкидо).

Пишите нам в случае возникновения вопросов/комментариев,.
Если Вы владеете английским языком то почитать беседы и задать вопрос непосредственно Куртису-сэнсею можно на сайте
http://curtissensei.com/?cat=8&paged=2 под соответствующим материалом.
Либо вы можете обратиться с вопросом к Куртису-сэнсею на русском языке пометив вопрос в комментариях к данной статье.
Ответы Куртиса-сэнсея будут размещаться по мере их получения