Высказывание о Ки № 10 — Принцип существования без конфликтов


Мы продолжаем публикацию переводов бесед Кристофера Куртиса со своими учениками об основных смыслах и понятиях в Ки-Айкидо. Куртис-сэнсей обсуждает со своими учениками 22-а высказывания Коичи Тохея о Ки (Шокушу). В сегодняшнем материале обсуждается Шокушу №10 "Принцип существования без конфликтов".

Куртис сэнсей - обладатель 8-го дана ки-айкидо, шеф-инструктор Гавайской федерации ки-айкидо, официальный ки-лектор.

Положительная жизнь

Высказывание о Ки №10 — Принцип существования без конфликтов

26 апреля 2013 года

 

Всем добрый вечер.

Сегодня мы проводим обсуждение десятого Шокушу под названием «Принцип существования без конфликтов». Думаю, я начну с прочтения перевода «Принципа существования без конфликтов» из книги Шокушу, как оно было переведено изначально.

 

«10. Принцип существования без конфликтов

В абсолютной вселенной нет конфликта, но конфликт возникает в мире относительном. Если мы станем одним целым со вселенной, объединив наши душу и тело, и будем следовать принципам вселенной, то другие с радостью последуют за нами.

Не говорите, что это мир, где мы должны каждый день бороться, чтобы жить. Истинный путь к успеху тождественен принципу неконфликности — это путь, ведущий нас к миру.»

 

Конечно, сложность принципа существования без конфликтов, принципа, который Тохей-сэнсэй пытается здесь до нас донести, состоит в том, как мы понимаем ценность мира, в том, что мы верим, что нам нужно бороться, чтобы достичь его. Но если используется борьба, то вы вряд ли достигнете мира. Мир уже существует здесь, в каждом из нас. Вопрос в том, как жить в этом состоянии мира.

Это не имеет ничего общего с внешними обстоятельствами. По прошествии веков мы так и не научились в достаточной мере этому. У нас есть книги по истории, есть все эти уроки из века в век, когда кто-то становился тираном, злоупотреблял своей властью над людьми, люди восставали, боролись, частно с оружием в руках, иногда только политически, свергали этого тирана, и после не такого уж большого промежутка времени те же самые люди становились тиранами, потому что теперь в их руках была власть. А затем ещё больше приходилось бороться, чтобы свергнуть этих тиранов и эту систему, эту модель; подобное продолжается во всём мире, в одной стране за другой. Иногда в странах можно встретить несколько более хорошо организованную систему, как например в США, тогда такое правление длится несколько дольше, и кажется, в ней чуть больше свободы, хотя, я слышал, есть люди, которые говорят, что они чувствуют себя недостаточно свободными даже здесь.

И похоже, мы ничему не научились от этой борьбы, от всей этой идеи войны за мир, борьбы против других за мир — это просто не работает. Когда Саяка помогала мне с переводом, я выразил эту мысль немного иначе, итак, я прочитаю вам, что получилось, и посмотрим, станет ли эта идея для вас более понятной.


«В абсолютной вселенной нет конфликта. Конфликт возникает только в мире относительном. Если мы ведём за собой других, мы должны объединить наши душу и тело и следовать принципам вселенной. Не говорите, что это мир, где выживают только самые подготовленные, где слабые являются добычей более сильных. Истинный путь к миру — есть то же самое, что и принцип неконфликтности.»

 

Я уверен, что эта версия слегка отличается от оригинального перевода на английский язык, и единственное, что беспокоит меня в оригинальном переводе — возможно, недостаточно ясно отражается момент, где предполагается, что вы якобы хотите, чтобы люди последовали за вами. То есть, может быть, непонятно, что вы не являетесь очередным тираном. Другими словами, если вы говорите об успехе или о победе в относительном мире, то вы всё равно говорите о конфликте. Вы не говорите о неконфликтном существовании. Принцип неконфликтности — это просто Удержание Единой Точки. Другими словами, это — ворота, ведущие из мира относительного в мир абсолютный. Таким образом, практика шугё абсолютно отражает принцип неконфликтности.

Например, мы привыкли думать в нашей повседневной жизни (и мы все так делаем, потому что мы подвержены влиянию мира относительного), что если мы просто поменяем какие-то окружающие условия, мы приблизимся к миру. Поэтому мы боремся и сражаемся, чтобы сделать мир лучшим местом, чтобы как-то изменить окружающие условия, которые каким-то образом влияют на нас.

Но есть книги, написанные такими людьми, как Эли Визель, который написал о том, как он выжил в нацистском концентрационном лагере во время Второй мировой войны и как он обрёл своё внутреннее умиротворение и перестал видеть врагов вокруг себя. И есть ещё одна книга, написанная человеком по имени Уильям Голдмен, насколько я помню, она о японском концентрационном лагере, где он пережил пробуждение во время этой ужасной пытки и смог полностью простить всех его врагов, и в тот же момент его положение изменилось; как только он изменился, всё изменилось. И конечно, знаменитый Роберт Эйткен, который был в японском концентрационном лагере во время Второй мировой войны. Он часто говорил о том, как ему рассказал про дзадзен один хороший парень, и несмотря на то, что в лагере у Эйткена было недостаточно еды и было много болезней, дизентерия, работа на грани жизни и смерти, и конечно, не было никакого контроля хоть над чем-то в его жизни, Эйткен смог ощутить глубокое чувство умиротворения, достаточное для того, чтобы подтолкнуть Эйткена всю его оставшуюся жизнь посвятить изучению и практике дзадзена, и он стал довольно известным роши на западе. Какое-то время он жил на Мауи, затем в Гонолулу и наконец, на Большом острове. Он ушёл из жизни два года назад.

И вот, эти люди написали свои мемуары, чтобы помочь нам на нашем пути, чтобы напомнить нам, что путь, по которому идёт человечество никогда не работал и не будет работать, и мы здесь не за этим. Мы здесь не за тем, чтобы изменить этот мир. Мы здесь для того, чтобы попытаться увидеть, что на самом деле происходит с нами в этом мире, другими словами, полностью ощутить, что собой на самом деле представляет этот мир.

Конечно, это, может быть, расплывчатая идея. Как можно принять её в расчёт в наших битвах в повседневной жизни? Для этого у нас есть зал, и поэтому мы тренируемся, здесь эти принципы становятся на самом деле действенными, потому что невозможно выполнить приёмы в Айкидо, если вы стараетесь бросить другого человека. Если вы пытаетесь соревноваться, если вы думаете, что выиграете, преодолев противника, вы сразу поймёте, что здесь суть заключается в другом и что борьба не сработает. Вы полностью должны отбросить такие понятия, как слабый и сильный, более успешный и менее успешный, более опытный и менее опытный, и не просто воспринимать других как равных, но и двигаться полностью вне ощущения концепции разделения на себя и других там, где всё едино. Это объединение души и тела, в нём нет разделения на своё малое эго и всё остальное в этом мире. И однажды ощутив это, мы называем это «ощутить весь зал через наше Ки» или «позволить слиться нашему разуму со вселенной», и это, конечно, так уже и есть, нам просто нужно ощутить это или полностью соединиться с этим. Тогда когда мы двигаемся, всё вокруг двигается, включая нашего уке.

Именно так говорит нам Тохей-сэнсэй справляться с конфликтами, или справляться с относительными условиями мира вокруг нас, не только на татами. У нас есть этот прекрасный пример в зале, но сколько из нас могут вести себя также в повседневной жизни? И в самом деле, много ли среди нас тех, кто не ведёт себя ежедневно прямо противоположно этому учению? Вы можете не думать, что вы это делаете, но подумайте, понаблюдайте, уделите этому внимание. Возможно, вы не противоречите этим принципам, и это прекрасно, если это так. Но уделите этому внимание. Мы, как правило, сильно подвержены влиянию относительного мира и позволяем этим вызывать в нас реакцию на что-то и добиваемся урегулирования чего-то, над чем у нас нет никакого контроля, и, как всегда, лишь усугубляем ситуацию, поступая подобным образом.

Итак, это моё мнение о духе, или принципе, существования без конфликтов. У вас есть какие-либо комментарии или вопросы? Перед тем как продолжить, пусть Саяка прочитает нам Шокушу на японском.


(Саяка читает.)

 

Спасибо, Саяка. Хорошо, появились ли у вас вопросы или комментарии по поводу духа существования без конфликтов? Этому принципу очень сложно следовать. Во всяком случае, мне кажется это сложным. Возможно, вам покажется довольно простым следовать этому.


Ученик: Не могли бы Вы прочитать перевод, составленный Вами, ещё раз?

 

(Он читает ещё раз.)

 

Ученик: Учитель, я не знаю, что конкретно такое принцип существования без конфликтов. Здесь не говорится что же это. И ещё по поводу практики пути вселенной. Что это означает?

 

Говорится следующее: «Если мы ведём за собой других людей, мы должны объединить наши душу и тело и практиковать принципы вселенной». И ты понимаешь эти слова, потому что мы проговариваем это всё время и всегда даём определение, когда тренируемся в зале. И то о чём ты говоришь, и это верно, - очень легко запутаться в том, что же есть на самом деле принцип неконфликтности.


Ученик: Именно. А дальше как будто вот  это отторгается оттуда «... если мы ведём за собой других людей» или «... другие с радостью последуют за нами». О, я и не знал, что мы хотим, чтобы за нами следовали другие люди.

 

Конечно, здесь очень много недосказанного. Причина, по которой в повседневной жизни возникает конфликт, в том, что кто-то хочет выиграть у кого-то ещё. А когда другой человек воспротивится этому, это значит, он сам непрочь победить. И так возникает конфликт, верно? И причина, по которой я немного изменил написанное ранее, заключается в том, что я хочу быть уверенным, что мы не прочитаем высказывание так: «Если вы хотите выиграть,... Удерживайте Единую Точку или просто объедините душу и тело и практикуйте принципы вселенной». Не об этом в Шокушу говорится. «Ведя других по этому пути,» - это обоюдная победа, если хочешь выразиться так. Нет ни победы, ни проигрыша, и если ты сможешь увидеть, что нет ни победы, ни проигрыша, то ты сможешь увидеть принцип существования без конфликтов. В этом и заключается понимание принципа неконфликтности и проживание по нему. Поэтому Тохей-сэнсэй говорит: «Не говорите, что это мир, где вы должны бороться»; или: «это мир, где выживают только самые подготовленные, где слабые являются добычей для сильных». Кажется очевидным, что мир именно такой. Но Тохей-сэнсэй говорит: «Не рассматривайте мир таким образом». Это ошибочно. Смотрите на него иначе, исходя из принципа существования без конфликтов.

Это так же как высказывание Иисуса: «Подставь другую щёку». Ну, и какой народ соблюдает это? Понимаешь, о чём говорю? Я говорю о том, что нам кажется это абсурдным, потому что мы же хотим сделать всё по-своему. Ты можешь даже называть его «мирным путём», но всё равно ты хочешь иметь свой собственный путь. Другими словами, смысл полностью теряется. Поэтому когда я переводил заново с помощью Саяки, а также Трэйси, я бы сказал, я пытался найти слова и выражения, чтобы избежать непонимания, якобы здесь описана формула для победы в относительном мире. Часто можно услышать в Айкидо, об этом даже открыто говорилось в раннем учении Тохея-сэнсэя, но конечно же, очень часто можно услышать про учение в современном мире Айкидо примерно следующее: «Если ты хочешь стать успешным и побеждать в этом мире, занимайся Айкидо». И подобное одновременно и правда, и неправда. Очень легко интерпретировать это превратно и посчитать, что мы можем использовать здесь что-то, чтобы победить других. А вести других за собой не означает побеждать их. Даже в оригинальном переводе говорится «с радостью последуют за нами», с охотой, без принуждения. А это совсем не то же самое, что вводить людей в заблуждение, давая им ложное ощущение силы, власти или какого-то рода привилегии. И поэтому я сказал, если тебе дана ответственность вести людей, путь лежит через принцип неконфликтности. Путь через объединение души и тела и через следование пути и принципам вселенной, что по сути и является тем же самым, что и принцип неконфликтности.

Таким образом Тохей-сэнсэй говорит нам здесь, что же на самом деле это такое. И он очень чётко описывает, чем это не является. И это даже более важно, потому что мы привыкли доверять тому, что написано в журналах и газетах, а теперь и в интернете. Знаешь, мы верим тому, что мы прочитали. Другими словами, мы верим этому образу. Я не говорю, что это неправильно. Но этим образом мы ограничиваем себя. Помни, что абсолютная вселенная, или та́йга, не исключает мир относительный. Она включает его. То есть это вовсе не означает, что ты перестаёшь осознавать, что до сих пор существуют тираны в этом мире. Они существуют. То есть мы сталкиваемся часто с подобным сегодня. Ты не можешь не быть в курсе этого. Но Тохей-сэнсэй говорит: не дай обмануть себя этим. Это не путь к миру. Что быть тираном, что быть революционером, сражающимся против тиранов, — это всё является конфликтом. Это всё порождает желание победить, желание повергнуть другого и добиться своего.

Даже два этих Бостонских террориста... тот, что выжил, сказал, что его брат хотел помочь, принести спокойствие тем униженным людям, которых, по его мнению, США использует или на которых наживается. Он считал, что мусульман не понимают и плохо к ним относятся. То есть он считал себя кем-то типа святого крестоносца. Крестоносцы шли и убивали тысячи людей в Северной Африке и на Средиземноморье в своих Крестовых походах. Они считали, что они исполняют Божью волю. Японцы оправдывали свое участие во Второй мировой войне, и удивительно, какое большое количество роши дзен поддержали это стремление воевать, они говорили сами себе, что военная японская машина — это инструмент кармы и что она несёт равновесие в этот мир. С нашей точки зрения, наверное, мы чувствовали, что они были злыми и отвратительными людьми. Но с их точки зрения, они несли истинный мир. Поэтому ты должен задуматься о своём видении того, что, как тебе кажется, ты делаешь. И в этом-то и заключается суть учения Тохея-сэнсэя. Потому что, я снова приведу свой пример из тренировки в зале, ты не сможешь успешно выполнить технику, если ты пытаешься бросить другого человека, победить его. Даже если ты пытаешься сделать это с помощью очень гармоничной техники, она не сработает, если ты держишь в своём сознании идею или образ себя и другого. Если ты будешь пытаться воздействовать на человека и неважно, насколько ты любящий и сочувствующий, и созерцающий, и миролюбивый, как часто говорят про Айкидо, но это всё равно не Айкидо; это всё равно не существование без конфликтов, если ты пытаешься манипулировать другим человеком и контролировать его. Наверное, это гораздо лучше, чем стрелять в него из пистолета, да и более предпочтительно, но не обманывайся мыслями о том, что ты, выполняешь что-то, хотя на самом деле нет, пока ты действительно не начнёшь правильно делать. И это изменит твоё мировоззрение, изменит твоё ощущение того, что ты видел раньше как «мир вокруг себя». Когда мы будем готовы изменить наше восприятие этого и увидеть мир таким, какой он есть на самом деле, неразделённым и единым, тогда мы сможем постичь принцип существования без конфликтов и практиковать его.


Ученик: Спасибо, учитель. Думаю, я по большей части понимаю принцип существования без конфликтов, или его идею, его суть. Я бы хотел узнать, могут ли какие-то части практики интерпретироваться как «не противодействуй», «практикуй смирение». Много раз в других учениях, ну, я слышал, что Вы говорили подобное, или «не говори нет, говори да». И довольно просто увидеть такие подсказки, которые, как я думаю, напоминают мне этот очень важный принцип. Думаю, это я и имел в виду, спрашивая: «Что такое принцип существования без конфликтов?» И в этом кроются какие-то указатели, какие-то напоминания, какие-то подсказки, которые ты можешь практиковать. Я знаю, что именно это мы здесь и делаем, и думаю, я пытался немного более конкретизировать это.

 

Хорошо, это помогло тебе?


Ученик: Да, помогло. Не противодействуй.

 

Да, мы не используем это выражение «неконфликтность». Мы не используем, как правило, в английском языке это выражение. На самом деле, иногда, когда я пишу и употребляю это слово, компьютер подчёркивает его красным и говорит: «Нет, нет, такого слова нет в английском». Поэтому «не противодействуй» - это в сущности неконфликтность, неконфликтующее с чем-либо. Не пытайся манипулировать и контролировать, и изменять то, что есть.


Ученик: Ух-ты. Все обладают довольно сильным чувством того, что хорошо и что плохо, и у каждого человека оно разнится.

 

Да, и когда ты путешествуешь и ездишь по разным странам, становится очевидным, как бесполезно цепляться за свои представления о хорошем и плохом просто из-за разных представлений об этом в разных странах.


Ученик: Религия.

 

О, религия, конечно! Я уже упоминал о крестоносцах, а также о японцах во время Второй мировой войны. Но очевидно, что сегодняшние мусульмане-фундаменталисты и христиане вовлечены в это своего рода доказывание, соревнование, кто правее, кто более святой, оправдывая этим тот вред, который они наносят другим людям. Что они говорили по поводу той деревни во Вьетнаме? «Мы поняли, что должны стереть с лица земли эту деревню, чтобы спасти её.» По сути попытка изменить других людей привносит в свой же дом абсолютную абсурдность. Мы были шокированы, когда увидели, к чему это привело. Но, эй, это ведь принцип войны, принцип конфликта. В этом весь принцип вражды.


Ученик: А что насчёт конфликта с самим собой? Знаете, вы же слышали о том, что нужно избавиться от своего эго, чтобы преодолеть себя.

 

Что? Где ты слышал подобное?


Ученик: Ну, что-то типа этого. Подобное можно услышать в разных местах. Не здесь. И это преодоление себя, постоянная попытка исправлять себя — это кажется наибольшей проблемой. Мне кажется, здесь вопрос в том, что же делать? Удерживать Единую Точку?

 

Ну, естественно. Тебе хорошо известно, когда ты находишься в конфликтной ситуации или когда ты понимаешь, что ты пытаешься сопротивляться чему-то, или когда ты расстроен по какому-либо поводу, тогда если ты огорчаешься по поводу того, что ты расстроен, ты просто усугубляешь ситуацию. Это не выход. А контролировать себя не отличается от попыток контролировать других. Ты как будто превращаешь себя в другого. Кто же тогда тот, кто пытается контролировать себя, понимаешь? Это своё собственное я, пытающееся контролировать себя же. Всё равно что это твоё я пыталось бы контролировать весь остальной мир, чтобы сделать его «лучше». И всё же, по прошествии всего этого времени, мир всё такой же, каким он всегда и был. И у нас были действительно блестящие, решительные, прекрасные люди, отдавшие свои жизни, чтобы изменить мир.

Так что, да — это ответ на твой вопрос, решение здесь в Удержании Единой Точки. Или, другими словами, в практике единения души и тела, в практике принципов вселенной, в практике принципа существования без конфликтов. И, возможно, это важнее учитывать при взаимодействии с собой, чем даже с другими, хотя это ошибочное разграничение, потому что здесь нет никакой разницы. Это всегда тот же самый принцип конфликтного существования в действии. Ты не сможешь избавиться от этого. Ты не сможешь вытащить это из себя. Поэтому просто прими это. Оно твоё. Ты замечаешь это, видишь, что в этом твоя природа — быть воинственным, пытаться контролировать самого себя и пытаться контролировать других. Мы хотим улучшить что-то, что уже прекрасно, прямо как есть, прямо сейчас - прекрасно. Но не в нашем ограниченном представлении, мы не видим его таким. Мы понимаем, что слишком много переменных, чтобы предсказать результат наших действий, поэтому вместо того, чтобы контролировать наши действия, мы практикуем существование без конфликтов, мы Удерживаем Единую Точку, мы стараемся быть открытыми, осознающими и присутствующими. Это единственное решение, которое я могу принять; это мой единственный выбор. И если мы делаем это, надеясь на какой-либо результат, в таком случае мы всё равно пытаемся манипулировать обстоятельствами или условиями и контролировать их. Поэтому нам нужно быть очень осторожными с тем, не ожидаем ли мы какого-либо результата, как от инвестиций. То есть, конечно, мы ожидаем, но просто обращайте на это внимание. Замечайте что-то типа: «Я хочу даже это сделать сражением. Я хочу превратить даже своё собственное духовное развитие или путь, в дорогу борьбы». Нет.

Очень сложно видеть сквозь подобное. Большинство людей, осуществляющие духовные практики, делают это из материалистических соображений. Чогьям Трунгпа назвал это «духовным материализмом» - поиск результата, поиск отдачи от своих духовных инвестиций. «Я вложил сюда всю свою энергию, я надеюсь отправиться на небеса. Я ожидаю получить что-то за это.» Это не духовность. Это материализм, неспособность перестать рассматривать этот мир с позиции относительности, причины и следствия, двойственности. В нашей истории часто происходило подобное, и очень сложно отпустить это и встать на путь, подобный учению Тохея-сэнсэя. Думаю, ты заметил, чем дольше мы практикуем это учение, когда мы больше участвуем в подобных дискуссиях, тогда слои начинают отпадать и ты осознаёшь: «О, боже, Тохей-сэнсэй говорил о чём-то действительно основополагающем и очень сложном». Всё это очень сложно, если только не посвятить этому всю свою жизнь, нет другого способа по-настоящему ощутить эту жизнь, как он её ощущал и как хотел, чтобы мы прочувствовали. Поэтому он посвятил свою жизнь обучению других людей, попыткам сделать этот так называемый секрет доступным всем, в который никто по сути не верит. И даже те из нас, кто сидит здесь и кивает соглашаясь, в нас всё равно есть ещё те части, которые категорически не согласны и которые говорят: «Я, чёрт возьми, не собираюсь меняться», потому что всё это слишком туманно. Поэтому нам приходится медитировать, чтобы туман развеялся, чтобы расчистить всю эту шелуху.

Некоторые учителя описывают это как наш «подвал». Это наше подсознание. Поверхностно мы говорим: «Да, я понимаю, что всё постоянно меняется, всё ненадёжно, ни на что нельзя надеяться, и всё может быть отнято. Да, я понимаю это». Но где-то в нашей пещере, в самой отдалённой части нашего глубокого винного погреба мы стараемся сохранить несколько вещей, которые, как мы действительно считаем, нельзя отобрать.


Ученик: Учитель, Вы часто употребляете слово «беспристрастность», чтобы описать состояние ума. И я хотел бы узнать, можете ли Вы провести параллель между беспристрастностью и существованием без конфликтов. Есть ли здесь связь с Вашей точки зрения, когда мы не заинтересованы в получении чего-либо? Кажется, что они почти одно и то же.


Каким образом они одно и то же?


Ученик: Ну, когда Вы ранее описывали беспристрастность, Вы говорили о том, что мы не ищем специально хорошее или плохое, мы смотрим на вещи и видим их такими, какие они есть. Возможно, я не до конца понял, что такое беспристрастность, но мне кажется, что неконфликтность довольно похожа в том смысле, что мы не пытаемся ставить условия, в которых кто-то будет победителем, а кто-то проигравшим.

 

Хорошо, беспристрастность в общем означает «отсутствие предпочтений». У нас есть три зелья, три способа, с помощью которых мы воспринимаем этот мир. Во-первых, у нас есть очарование, то есть нас легко завлечь, если мы считаем что-то для нас приятным, неважно вещь или человека. Во-вторых, мы реагируем неприятием, это происходит, когда мы думаем, что вещь или человек влекут за собой плохие для нас новости и что это принесёт нам боль. И третий способ — это безразличие, которое мы даже не замечаем. Мы так заняты первыми двумя способами, что мы даже не замечаем эту третью возможность, а чаще всего именно её ты и должен заметить. Поэтому отсутствие предпочтений и неконфликтность будут жить в том состоянии ума, когда ты видишь, что происходит изменение. Иногда происходит что-то хорошее, иногда происходит что-то плохое. И ты не можешь контролировать это, поэтому ты в тоже время должен не пытаться манипулировать и управлять миром, пытаясь сделать его таким, каким ты хочешь его видеть. Потому что, как я сказал ранее, в мире слишком много переменных, о которых ты не можешь знать. Каким-то образом мы думаем, что наш ограниченный взор охватывает всё вокруг, но всегда следующий момент застаёт нас врасплох.

Ты знаешь историю о крестьянине, у которого была жена и сын-подросток, и у них была единственная лошадь, на которой они вспахивали поле? Одной ночью сын оставил ворота открытыми, и лошадь убежала. И тогда все соседи сказали: «Ой, как это плохо. Ты потерял свою единственную лошадь. Что же ты собираешься делать?» А крестьянин отвечает: «Ох, посмотрим». И верно: лошадь вернулась назад с другой лошадью, и теперь у крестьянина стало две лошади. И соседи сказали: «О, ух-ты! Какой ты везучий». Крестьянин отвечал: «Посмотрим». Потом сын пытался объездить новую лошадь, упал и сломал свою ногу. Так вот сын, который выполнял большую часть работы по хозяйству, не мог больше помогать. Все соседи сказали: «Ох, бедный ты, бедный. Твой сын сломал ногу. Что ты теперь будешь делать?» А крестьянин отвечал: «Посмотрим». Затем, на следующий день, через городок проходила армия, и были призваны все подростки, кроме крестьянского сына из-за сломанной ноги. И конечно же, соседи сказали: «О, тебе так повезло, что он сломал ногу», а крестьянин отвечал: «Посмотрим». И эта история может продолжаться вечность. Это наши жизни. Только мы никогда не говорим: «Посмотрим». Мы, как эти соседи, говорим: «Ой нет, я потерял свою лошадь», или: «О, ух-ты, у меня теперь две лошади». Прямо как в этой истории, которую я рассказал, именно так ты реагируешь каждый раз, когда я подвожу к той или иной мысли. Даже несмотря на то, что ты знаешь, что человек ответит: «Посмотрим». Нам очень сложно жить с беспристрастностью, но эта история отражает суть беспристрастности. И выражается здесь то, что мы понятия не имеем, у нас просто недостаточно информации, чтобы судить правильно, поэтому просто не нужно этого делать. Это не про то что судить - аморально, просто у тебя нет возможности судить верно. Так, зачем судить? Почему мы это делаем? Мы судим себя. Мы судим других людей. Я тоже это делаю. Все это делают. Но это безумие.

Поэтому чем больше мы практикуем, читаем и изучаем подобные вещи, слушаем и тренируемся в зале, тем больше наша жизнь будет входить в область беспристрастности. Я не знаю про идеал, но чем больше ты практикуешь, тем больше ты в состоянии пребывать в настоящем, быть открытым и быть принимающим.

 

Ученик: Но, учитель, разве существование без конфликтов и спокойствие, разве они мешают воздействию на что-либо? Как если бы, пока Вы говорили сейчас, парень на ревущем мотоцикле подъехал на парковку, и я бы ему просто сказал: «Извините, не могли бы Вы заглушить мотор?», и человек был бы согласен...

 

Хорошо, перед тем как приехать на семинар в среду, я был в долине Лао. Я сидел в своей машине, окна были открыты, потому что было жарко и дул приятный ветерок. А рядом местная пожилая дама сидела в другой машине. Затем подъезжает на своей машине молодая женщина, открывает все двери, выпускает своего маленького сына на улицу, снова садится в машину и включает какой-то рэп громкостью на 80 децибел. Звук разносился на всю долину. И я подумал, хорошо, просто посижу и понаслаждаюсь музыкой, просто приму это. И тут слышу, как пожилая дама просит молодую девушку выключить музыку. Сначала дама была вежлива. Но когда каждое слово, вылетавшее изо рта девушки, было неприличным словом на букву «F», пожилая дама стала кричать на неё изо всех сил, и довольно скоро они обе кричали. Я подумал, дошло бы дело до драки и пришлось бы мне их разнимать? Но наконец, молодая женщина посадила своего ребёнка обратно в машину и уехала, но делала она это крича из открытого окна на пожилую даму, чтобы за девушкой осталось последнее слово.

Итак, это была попытка что-то улучшить в мире, которая, как и все попытки, привела к дальнейшему конфликту, потому что та дама на самом деле пыталась контролировать девушку, которая ни в коем случае не хотела кому-либо подчиняться. Ни в коем случае. Людям не нравится это. Я ответил на твой вопрос?


Ученик: В каком-то смысле. Знаете, я думаю, в этом примере произошёл конфликт, но ведь не всегда же, когда мы общаемся с людьми, это приводит к конфликту. Иногда это приводит к конфликтам, являясь частью ситуации, которую, возможно, у них не получилось что-то предугадать, и они думают, наверное, если бы они были опытнее, было бы лучше.

 

Если ты читал все книги самопомощи... как, например, та выложенная онлайн под названием «Айкидо в общении». Там есть «Дзен в общении», там есть все виды. Большинство из них рассказывает о том, как разговаривать со своим супругом, со своей супругой. И знаешь, во всех них советуют не пытаться изменить своего супруга, но только рассказать ему или ей, как на тебя повлияла ситуация и что ты чувствуешь. Попросив его или её измениться, ты только сделаешь ещё хуже. Все присутствующие здесь пары улыбаются, потому что мы все знаем, что нам постоянно приходится с этим сталкиваться. «Посмотрим, как бы мне сказать ей об этом?» или «Как я ему скажу это?» Ведь это довольно сложная зона, очень скользкая дорожка. И да, наверное, ты сможешь стать мастером в этом, если ты сможешь поддерживать чувство беспристрастности во время разговора со своим супругом о чём-то, что раздражает тебя. «Раздражает тебя» означает, что ты реагируешь на что-то, поэтому ты столкнулся здесь с проблемой, которую для начала нужно решить. Поэтому гораздо эффективнее, если ты сам разберёшься с этим, возможно, сказав громко: «Мне необходимо разобраться с этой своей реакцией», а не «Если ты не перестанешь это делать, я прибью тебя!» или что-то в этом роде.

Ага, я смотрю наше время подходит к концу. Да, давайте все будем практиковать принцип существования без конфликтов, и это путь, ведущий нас к миру.

Спасибо вам большое!


Роши — зд.: почётное звание, употребляемое в отношении самых почтенных старших учителей в дзен-буддизме.

Перевод статьи - Кожедуб Виктория  (2 кю ки-айкидо) и Кирюхин Алексей (Инструктор Московской федерации ки-айкидо, 1-й дан ки-айкидо).

Пишите нам в случае возникновения вопросов/комментариев,.
Если Вы владеете английским языком то почитать беседы и задать вопрос непосредственно Куртису-сэнсею можно на сайте
http://curtissensei.com/?cat=8&paged=2 под соответствующим материалом.
Либо вы можете обратиться с вопросом к Куртису-сэнсею на русском языке пометив вопрос в комментариях к данной статье.
Ответы Куртиса-сэнсея будут размещаться по мере их получения.