Высказывание о Ки №12 — Упражнения на развитие Ки


Мы продолжаем публикацию переводов бесед Кристофера Куртиса со своими учениками об основных смыслах и понятиях в Ки-Айкидо. Куртис-сэнсей обсуждает со своими учениками 22-а высказывания Коичи Тохея о Ки (Шокушу). В сегодняшнем материале обсуждается Шокушу №12 — "Упражнения на развитие Ки".

Куртис сэнсей - обладатель 8-го дана ки-айкидо, шеф-инструктор Гавайской федерации ки-айкидо, официальный ки-лектор.

Положительная жизнь

Высказывание о Ки №12 — Упражнения на развитие Ки

28 июня 2013 года

 

Добрый вечер.

Это обсуждение двенадцатого Шокушу, и оно называется «Упражнения на развитие Ки». Думаю, начнём с прочтения версии из книги Шокушу, а затем Саяка прочитает нам японскую версию, и тогда мы можем продолжить.


«12. Упражнения на развитие Ки

Проще скоординировать тело и душу, когда мы сидим или стоим неподвижно, чем когда мы двигаемся. Но настоящее единение означает сохранять координацию души и тела даже тогда, когда мы двигаемся. Упражнения на развитие Ки позволяют выработать умение всегда сохранять единение души и тела в нашей повседневной жизни. Применяя их в нашей жизни, мы сможем проявлять наши способности наилучшим образом во всех обстоятельствах.»


Хорошо, Саяка, пожалуйста, прочитай японскую версию.


(Саяка читает.)

 

Спасибо.

После того как Саяка поработала над переводом и показала его мне, я обнаружил что серьёзного отличия нет. Несмотря на это, я всё равно прочитаю его вам, чтобы вы могли отметить некоторые особенности того, как Тохей-сэнсэй говорит о вещах, что представляется  мне всегда полезным.

Прежде всего, в книге Шокушу высказывание называется «Упражнения на развитие Ки», когда на японском оно звучит просто как «Ки-упражнения».


«Сохранить согласованность души и тела в спокойном состоянии просто. Настоящее единство души и тела нельзя поколебать даже в движении. Ки-упражнения помогают нам поддерживать состояние единства души и тела постоянно (когда вы бодрствуете или когда вы спите). Применяя их в нашей повседневной жизни, мы можем проявить свои человеческие качества наилучшим образом во всём.»

 

Таким образом, здесь есть несколько интересных моментов. При прочтении версии из книги Шокушу: «Проще скоординировать тело и душу, когда мы сидим или стоим неподвижно, чем когда мы двигаемся». В оригинале на японском сказано несколько не так. В японской версии Тохей-сэнсэй говорит: «Сохранить согласованность души и тела в спокойном состоянии просто. Настоящее единство души и тела нельзя поколебать даже в движении». И это совсем не одно и то же. В одном случае говорится, что сохранить это состояние проще сидя, чем в движении. И это правда. Тохей-сэнсэй говорил об этом в разных местах. Например, он говорит, что спокойствие, которое вы ощущаете, когда медитируете, это, возможно, не истинное спокойствие. Истинное спокойствие то, которое проявляется в разгар кризиса, когда вы заняты бурной деятельностью, но при этом остаётесь спокойными. Это истинное спокойствие. Поэтому он и говорит об этом в Шокушу, не так ли? Когда вы в движении и ощущаете единство души и тела — это истинное единство души и тела. Он не говорит, что нельзя ощутить истинное спокойствие, когда вы сидите или стоите без движения. Он просто имеет в виду, что тогда это слишком просто. Так ясно он показывает это более глубокое состояние, или более полное состояние, более устойчивое состояние, такое, что когда вы двигаетесь, вы можете также ощущать его. Так он понимает истинное единство.

И ещё одна вещь, о которой он говорит: «когда вы бодрствуете или когда вы спите». Саяка упоминала, что это традиционное высказывание в Японии. Оно переведено как «всегда сохранять» в тексте Шокушу, а сейчас Саяка перевела его как «постоянно (даже когда вы бодрствуете или когда вы спите)». Это из-за того, что слово, которое использовал Тохей-сэнсэй с древнеяпонского дословно переводится «во сне или в бодрствовании», но на самом деле означает «всё время».

Это важно, потому что я слышал, как Тохей-сэнсэй учил нас, что даже когда вы спите, когда вы ложитесь ночью спать, важно даже в такие моменты сохранять единство души и тела. Если вы ложитесь спать в этом состоянии, тогда вы и проснётесь в этом состоянии. Таким образом, с течением лет вы вырабатываете привычку проверять, находитесь ли вы в этом состоянии, когда идёте спать. У меня есть небольшой устоявшийся ритуал перед сном, и я всегда после него ощущаю единство души и тела в процессе засыпания. Я уже не могу вспомнить то время, когда этого не выполнял, поэтому я не могу сказать наверняка, каково это было раньше. Я не могу вспомнить, были ли у меня плохие сны или что-то похожее. Возможно, в детстве мне снились кошмары. Но сейчас их нет.


Ученик: Что бы Вы посоветовали делать перед сном?

 

Я произношу «Шинпо учу рэй канно соку генджо» три раза. Но это зависит от того, какой смысл ты в это высказывание вкладываешь. Для меня эта фраза имеет большое значение, потому что я говорю это, когда благословляю додзё. Сузуки-сэнсэй объяснял мне, что это как Ки-рэй, или Положительный Разум. Поэтому когда я говорю сам себе «Шинпо учу рэй канно соку генджо» три раза, «Могу я ощутить Ваше непосредственное присутствие?», тогда я могу ощутить это. Эта фраза как бы активирует это состояние, или напоминает мне о нём как-то так, что я могу ощутить свою истинную сущность. А после я могу заснуть. Именно так я всегда и засыпаю.

В книге Тохея-сэнсэя были даны и другие рекомендации. Например, он советует направлять Ки из пальцев ног. У людей с бессонницей это расстройство возникает из-за того, что кровь притекает к их голове. Голове становится по-настоящему жарко, и чтобы остудить её, приходится ворочаться с одной стороны подушки на другую. Знаешь, если ты проснёшься однажды посреди ночи и тебя что-то будет беспокоить (а ночью всё обычно кажется хуже), ты начнёшь ворочаться на подушке. Тохей-сэнсэй говорит, когда ты сталкиваешься с чем-то беспокоящим, из-за чего ты начинаешь искать ответ, тогда просто Удерживай Единую Точку и Расширяй Ки из своих стоп, и это охладит твою голову. И это действительно работает. Наверное, это более равномерно распределяет кровь по всему телу. И это довольно практичная вещь: вообще ничего не говоря, ты просто подготавливаешь себя к более глубокому состоянию сна.

Во время утренней медитации, возможно, все испытывали в какой-то степени благодарность. Поэтому, возможно, вам стоит сделать нечто подобное, когда вы соберётесь ложиться спать. В каком-то смысле, когда вы ложитесь спать, вы погружаетесь в очень глубокое состояние. Это самое глубокое состояние, которое у нас только может быть, пока мы не научимся медитировать очень глубоко. То есть для большинства людей сон — это переживание трансформации жизненного опыта, и он очень важен в нашей жизни. Поэтому погружение в него в нужном состоянии ума и с правильным отношением является таким важным. По крайней мере, я всегда считал так, и я думаю, что Тохей-сэнсэй так тоже считает, потому что он говорит о том, как много вы спите.

Поэтому не удивительно, что он использовал эту фразу в японском варианте, которая означает, когда вы бодрствуете или когда вы спите.


Ученик: Учитель, могу я добавить ещё кое-что? Когда-то в блоге Шиничи-сэнсэя он предложил следующее упражнение, которое, может быть, является упражнением Тохея-сэнсэя. Непосредственно перед тем как ложиться спать вечером, идите в ванную, подойдите к зеркалу, посмотрите себе в глаза и скажите: «У тебя сильное Ки». И если вы будете так говорить с этой другой личностью в течение нескольких месяцев, результаты должны быть впечатляющими.

 

Да, это учение Тохея-сэнсэя. Это упражнение из «Ки в повседневной жизни», его первой книги на английском языке. Как если ты хочешь бросить курить, или избавиться от чего-либо другого, или если у тебя возникла какая-то необычная проблема с представлением о своём теле, и тому подобное. Да, положительное самовнушение, обращённое в зеркало, в свои собственные глаза, повторённое три раза перед тем, как пойти спать. Вообще-то, я никогда не делал этого упражнения именно в том виде, в каком советовал Тохей-сэнсэй. А ты?


Ученик: Да, я делал. Как только я прочитал книгу, я начал это делать на протяжении 3-6 месяцев. Я сразу проникся этим упражнением, с первого раза я почувствовал: «Теперь я должен выполнять его перед тем, как лягу спать». Я не знаю, какое воздействие оно оказало на меня. Мне никто и никогда не говорил: «Ух-ты, чувак, у тебя запредельное Ки!»

 

Хорошо. Какие есть упражнения для развития Ки?


Ученик: Хитори ваза, релакс тайсо, трёхминутное упражнение.

 

Да, сюда по желанию можно ещё добавить джунан тайсо. То есть это техническая часть того, о чём говорит Тохей-сэнсэй, потому что, как он сам говорит, эти упражнения направлены на одно: всегда поддерживать единство души и тела, даже когда мы двигаемся. И испытав однажды спокойствие и интенсивность единства души и тела во время какого-либо движения (и эти разработанные им упражнения идеальны для этого), тебе будет легче использовать это и замечать в повседневной жизни, когда ты гуляешь, делаешь покупки, едешь в машине, работаешь за компьютером, выполняешь что-то повторяющееся, ощущать единство души и тела так же, как и во время упражнений для развития Ки.

Сначала мы, возможно, получим наше первое понимание в зале, во время Ки-тестов, или во время Ки-дыхания, или во время Ки-медитации, каким-то образом это произойдёт, и ты скажешь: «О!» И затем ты постараешься снова воспроизвести это ощущение до тех пор, пока ты не поймёшь, что не таким путём оно впервые произошло, и ты продолжаешь тренировки и медитируешь дальше, и тогда ты начинаешь осваивать навык отпускания, просто позволяешь себе быть, потому что это наше естественное состояние. Мы уже в нём. Так мы приходим к идее отпускания, не пытаться манипулировать психологическим или физическим состоянием. И что абсолютно точно: немедленно появляется единство души и тела, потому что оно всегда есть. Мы просто замечаем его, когда отпускаем всё прочее, что есть на нашем пути.

Я упомянул, что эти упражнения для развития Ки идеальны из-за повторяющегося ритма и используемого вида движений. Как только ты ощутишь единство души и тела, твоё восприятие повторяющегося ритма и его глубины, как в танцах или в любой музыке, перейдёт на качественно новый уровень. Даже барабанный бой, любой повторяющийся ритм, — это очень сильно. И это гораздо проще. Тохей-сэнсэй сказал, что сидеть или стоять без движения — это самое простое. Так и есть, но упражнения для развития Ки — гораздо проще, как музыка и танцы, чем повседневная жизнь, потому что повседневная жизнь кажется такой хаотичной и непредсказуемой. Но она кажется хаотичной и непредсказуемой из-за того, как мы её воспринимаем. Это то, что мы делаем, как бы накрываем наше повседневное существование, что и создаёт ощущение, что жизнь такая хаотичная, такая неритмичная и, таким образом, такая неповторяющаяся. Но когда мы просто всё отпускаем, тогда всё проходит. Но не предопределённо. Даже когда ты правильно выполняешь упражнения для развития Ки, это не кажется предопределённым, если ты действительно объединил свою душу и тело; когда ты действительно ощущаешь реальность, тогда вообще нет ощущения предопределённости. Всё вокруг све́жее и новое в каждый момент. Оно всегда возникает как нечто новое. Затем кажущийся хаос или непредсказуемость повседневной жизни перестаёт беспокоить тебя, или беспокоит тебя гораздо меньше. Конечно, всякий раз, когда мы чем-то обеспокоены, ощущение такое, будто мы трясём маленький снежный шар, маленький стеклянный снежный шар, который мы раньше получали на Рождество, вот что мы делаем с нашим сознанием, когда мы обеспокоены жизнью. Мы трясём наш разум нашим беспокойством, и тогда всё становится хаотичным и перемешанным на какое-то время. Но если мы снова объединим наши душу и тело, всё снова может успокоиться, всё приобретёт новый смысл и более глубокое значение в нашей жизни, что вызовет в нас бо́льшую благодарность и более глубокое чувство спокойствия в нашей жизни.

Я делюсь этим, чтобы помочь вам понять, что Тохей-сэнсэй имеет в виду под тем, как упражнения для развития Ки помогают нам поддерживать единство души и тела в повседневной жизни. Возможно, вам не очень нравится слово «поддерживать». Мне не нравится. Мы можем сказать «помогает нам ощутить» единство души и тела в повседневной жизни.


Ученик: Учитель, я чувствую себя наиболее не объединённым именно в зале. Это ощущение возникает не во время упражнений для развития Ки, но скорее когда мы выполняем что-то для меня новое. Это для меня смысловая нагрузка. Как будто я больше не знаю, как использовать своё тело. А во время упражнений для развития Ки, где всё повторяется, эти физические движения, наверное, не беспокоят меня так, как новый материал. Я не знаю, есть ли здесь вопрос. Ну да, может быть, в этом: я вижу, что упражнения для развития Ки стоят на уровень выше, чем сидение без движения, но кажется, что они не связаны с тем, что происходит при изучении нового приёма. Тогда что относится?

 

Ты понимаешь, что мы ощущаем нашу жизнь так, как мы воспринимаем её? Ты знаешь это?


Ученик: Да...

 

Как ты осторожно отвечаешь на этот вопрос. Да, конечно это правда.

Один ученик несколько раз говорил мне: «Я начал медитировать, и такое ощущение, что мой разум просто сходит с ума, когда я медитирую. А в обычной жизни он не такой сумасшедший». Но особенность в том, что когда ты сидишь неподвижно в медитации, ты замечаешь, насколько ты сумасшедший. Ты всегда был сумасшедший, но когда ты сидишь неподвижно в медитации, ты начинаешь замечать гораздо острее, чем в повседневной жизни, когда ты отвлекаешься на весь этот хаос вокруг тебя. Ты не осознаёшь, что создаёшь всё это посредством сумасшествия в своей голове.

Это то же ощущение, которое ты испытываешь во время изучения нового приёма. Все ощущают это, когда изучают что-то новое, не только технику Айкидо. Ты когда-нибудь учился сёрфингу или виндсёрфингу, или катанию на лыжах, или даже вождению машины? В первое время, когда мы только начинаем учиться, это агония. Нам нужно слишком много чего запомнить. Ты ужасно боишься, что попадёшь в аварию, и, возможно, твой отец на соседнем сидении беспокоится ещё больше, чем ты, и это заставляет тебя нервничать ещё больше. То есть все сталкиваются с подобным, изучая что-то новое. Конечно, когда ты становишься немного опытнее и изучаешь некоторые движения, тебе не приходится так усердно использовать мозговую деятельность (ты сказал смысловую нагрузку). Ты имеешь в виду, что слишком много чего нужно запомнить. Но если ты тренируешься всё больше и больше, эти вещи становятся второй натурой, как, например, с вождением. Теперь ты едешь по улице и это не вызывает стресса. Позже ты сможешь выполнять приёмы Айкидо и ощутить более глубоко движения, как и говорит Тохей-сэнсэй. Ты можешь выполнять это, как ты говоришь, на определённом уровне, во время упражнений для развития Ки, потому что они очень предсказуемые, ты просто повторяешь одни и те же движения снова и снова. Тебе не нужно уделять внимание в плане познания, тебе просто нужно осознанно выполнять упражнение, и тогда ты сможешь ощутить единство души и тела.

Как только ты начинаешь изучать приёмы, это состояние может улетучиться на время. Но это изменится, если ты будешь больше практиковаться. У кого-то ещё был подобный опыт?


(Все кивают.)


Да. Поэтому, как ты знаешь, по мере того как ты практикуешься, твои ощущения начнут меняться. И я помню (указывает на троих учеников с первым даном), я говорил каждому из вас по разному поводу: «Ого, ты понимаешь, как ты выглядел, когда ты выполнял эти приёмы, и как это тебя разочаровывало?» И вы отвечали: «О да, теперь всё абсолютно иначе». Да, теперь всё абсолютно иначе, чем было раньше. Знаете, после года-двух это начинает разрешаться само собой. А после, через двадцать, тридцать или сорок лет, просто продолжается, если ты будешь тренироваться дальше. Этому нет конца. Не будет чего-то типа: «Я сделал это». Нет. Просто становится всё более и более спокойно и утончённо, и ты узнаешь всё больше и больше о тех частичках хаоса, которые способен привнести в твою жизнь твой разум. Процесс отпускания станет всё более и более обширным, и не просто вынужденным, а гораздо более глубоким и всё включающим переживанием и по сути преобладающим. По мере того как ты продолжаешь выполнять Ки-дыхание, упражнения для развития Ки, приёмы и так далее, тогда постепенно, с годами, так и происходит.

Опыт, который Тохей-сэнсэй пережил с помощью своих тренировок, тот опыт, который вся эта Шокушу-литература призвана показать нам, чтобы, я на это надеюсь, мы вдохновились практиковаться и таким образом пришли к моменту, когда получим тот же опыт, о котором говорит Тохей-сэнсэй, и который он называет единством души и тела, или иногда координацией души и тела. В японском это одно и то же слово — «тоитсу». И в определённый момент он начал говорить «и чиньё». Саяка. что это означает?


Саяка: Как... быть одним.

 

Да. Однажды он вёл лекцию в Японии и сказал, что его не устраивает слово «координация» в английском языке и даже слово «тоитсу» в японском. Он не был уверен, потому что тоитсу означает две вещи, которые становятся объединённым. А вся суть в том, что эти вещи уже объединены. Поэтому тогда он впервые использовал эту фразу «и чиньё». И ещё раз, она означает «быть одним». Вот, что он пытался сказать нам, что мы уже едины.

Когда мы были детьми, учителя физкультуры говорили нам, что нужно работать усердно, чтобы стать более скоординированным. Они говорили, у каждого есть определённый уровень координации с рождения. Я осматривался и думал, что у всех больше естественной координации, чем у меня. Но, говорили учителя, если вы будете работать над этим, то уровень вашей координации повысится. Тогда я неверно это понимал. Я думал, что это означает, что если я выполню все эти задания, это создаст координацию. Но на самом деле, как мы знаем из Айкидо, все эти усилия ничего не создают: они просто высвобождают то, что уже есть. Мы на самом деле все очень хорошо скоординированы, все здесь. И это верно. Душа и тело прекрасно скоординированы. Они объединены. Если вы не ощущаете этого, так это из-за того, что́ вы делаете по жизни, чтобы скрыть это от себя. И это вполне понятно. Что-то определённо даются нам с генами, определённые наклонности, и затем всему прочему мы учимся в дальнейшем.

Есть в нашей культуре то, что влияет на наше восприятие самих себя. Далай Лама, когда он впервые приехал сюда, сказал, что никогда не слышал слова «самоотвращение». Он не знал, как это может быть. У них нет подобного понятия в Тибете. Это что-то, что мы создали для себя здесь, на Западе. Я не говорю, что этого понятия не существует в каких-то других странах, это возможно, но Далай Лама сказал, что он был шокирован, когда услышал, что есть люди, которые на самом деле не любят себя.

Это всё часть того, пример того, что мы делаем с собой, принимая какой-либо образ о себе самом, как следствие это ограничивает или скрывает возможность ощутить единство души и тела. Тогда, возможно, упражнение с зеркалом Тохея-сэнсэя здесь может сработать. «Ты не отвратительный!» Возможно, стоит поменять это таким образом.


Ученик: У меня действительно бывает такое, когда я смотрю на себя в зеркало и думаю: «Ты, чёртов придурок!» Поэтому я на самом деле вижу здесь возможную связь.

 

Каждый раз, когда мы проводим подобные обсуждения, кажется, что ты довольно критично относишься к себе. Когда ты делаешь что-то, что считаешь неправильным или неприемлемым, ты становишься очень самокритичным, и тогда ты только усугубляешь ситуацию.

С того момента когда ты начал тренироваться, ты стал учиться замечать такие моменты и они стали менее резкими. Но сейчас ты снова говоришь мне, что ты чувствуешь к себе отвращение.


Ученик: Ну, не так сильно. Но я просто подумал об этом, когда Вы упомянули про подобное. Я подумал: «Ого, может, вот откуда оно исходит». Я рад быть здесь.

 

Ученик: Учитель, я заметил в новых переводах, что в версии книги Шокушу нам как бы указывают, что-то делать, а в японской версии скорее наставляют нас практиковаться. Является ли используемый нами подход важным в этих упражнениях? И разница между «развивать Ки» и «практиковать Ки» - есть ли вообще здесь разница?

 

Ну, ты знаешь, что я собираюсь сказать. То есть здесь кроется фундаментальная ошибка. Есть такая глава 7 в книге «Освобождение» под названием «Большая ошибка». Это парадокс жизни или парадокс практики. С детства мы приучены думать, что если ты усерден, ты можешь развить что-то. Ты ставишь цель и идёшь к ней, и потом ты получаешь что-то, чего у тебя не было раньше. Вот чему мы приучены в нашей повседневной жизни. Но если ты начнёшь делать также в зале, ты будешь всё время отдалять от себя свою цель. Потому что, как только ты представишь или вообразишь, что это за цель, ты начнёшь направлять себя в сторону этого необоснованного суждения. А Тохей-сэнсэй говорит, что нет чего-то нового, чего в тебе ещё нет. Это наше естественное состояние. Таким образом, эта практика создана для того, чтобы показать это нам, чтобы дать нам возможность перестать стоять на пути своего собственного опыта. Она создана для того, чтобы показать наше естественное состояние или наше истинное «я» нам самим, чтобы мы могли ощутить это. Он называет это единство души и тела.

Если ты думаешь, что у тебя нет единства души и тела и тебе нужно выполнить какие-то упражнения, чтобы получить его, тогда ты никогда его не получишь. Если ты думаешь: «Мне нужно обрести единство души и тела,» - у тебя есть некая концепция об этом. Но она не может быть корректной, потому что ты не ощущаешь это состояние. Поэтому ты всегда будешь двигаться в противоположном направлении от того, куда ты хочешь идти. Ты хочешь идти сюда и просто узнаешь, что значит «сюда». И по пути вглубь себя тебе нужно принять в себе всё. А когда мы самокритичны, или испытываем отвращение к себе, это отказ принимать определённые стороны нашей жизни, потому что кто-то сказал нам, что это плохое. До тех пор пока ты думаешь относительным образом, хорошо и плохо, ты никогда не сможешь принять. Беспристрастность означает отсутствие предпочтений, суждений и, что самое важное, никакой самокритики. Поэтому как только различные стороны того, что ты делаешь с собой, будут открываться тебе в течение времени, ты сможешь принять это и двигаться по направлению к гораздо более глубокому ощущению своей истинной сущности, которая находится подо всем этим. Если ты попытаешься убрать всё плохое, тогда ты вызовешь большую войну, большую борьбу. Если ты скажешь себе: «Это неправильно, и ты не должен был этого делать,» - это добавит войну к войне. Ты уже оскорбил кого-то, или ударился ногой обо что-то, или ударил себя молотком, - это уже конфликт, и теперь ты добавляешь поверх его конфликт, критикуя себя за это.

Поэтому, да, то как вы смотрите на это, на эту сущность практики, является очень важным для каждого из нас. В каждом из нас присутствует некий пережиток этого «целедостигательного» подхода, которому мы обучены, потому что университетская система, все эти книги по саморазвитию, большинство духовных книг — всё это материалы этого подхода. Мы называем это «духовным материализмом». Всё создано для того, чтобы ты почувствовал, что ты можешь стать лучше, чем ты есть. И надо признать: это очень легко неверно понять учения великих мастеров, потому что в каком-то смысле, все они говорят, что ты можешь быть лучше, чем ты есть сейчас. Но то что они имеют в виду, и некоторые из них, как Тохей-сэнсэй, спешат добавить: ты уже такой. Как сказал Иисус Христос, вы уже те самые. Великие учителя все говорили нам это. Но мы не можем этому поверить. Скажем откровенно, мы действительно говорим себе в зеркало что-то саморазрушительное, и конечно, это мешает нашей возможности ощутить то, что советуют эти великие учителя. И каждый из них делает ровно то, что делает Тохей-сэнсэй. У них был этот опыт в жизни, и всё учение, дхарма, это попытка найти способ, чтобы помочь вам и мне получить тот самый опыт.


Ученик: Учитель, японский язык — очень приятный, потому что действительно описывает суть человеческого существования. Делай упражнения на развитие Ки, и ты познаешь, каково это — быть человеком. Второй момент, у меня были тренировки, включавшие живой барабанный ритм и африканские танцы. Я заметил, что упражнения для развития Ки сильно помогли мне в этом. Я замечаю, что я не могу думать о том, что я делаю, пока я делаю это, чтобы попадать в ритм.

 

Да, это очень мощно. Это напомнило мне, когда я провожу упражнения для развития Ки, например хитори ваза, я вижу, что люди часто думают, и они не понимают, что они не попадают в мой ритм. Они не ощущают то же, что и я, потому что они думают. Их руки двигаются, потому что они так много раз делали это. Это как вести машину и не обращать на это внимание. Они думают о том, что будет на ужин, или о том, что сказал мне кто-то вчера. По крайней мере, делают ошибку, наблюдая за собственными движениями. Это шаг в верном направлении, хотя это также не то. Необходимо полное ощущение движений ли африканской барабанной дроби и танца или чего-то ещё. У меня есть ученик в Германии, который занимается какого-то рода современными танцами. Он говорит, что ощущения во время упражнений для развития Ки ему нравятся гораздо больше, чем во время танца, даже несмотря на то, что он известный танцор. Он всё ещё танцует, но для тренировок в повседневной жизни он предпочитает упражнения для развития Ки. Когда звучит музыка, она делает для тебя примерно то же самое. Ты просто сливаешься с ней. Конечно, это прекрасно. Именно для этого и существует музыка. Но для настоящей практики, преобразующей твою жизнь так, что ты можешь использовать это в повседневной жизни, он сказал, что релакс тайсо гораздо эффективнее для него, чтобы ощутить повседневную жизнь.

Хорошо, спасибо всем большое.

Перевод статьи - Кожедуб Виктория  (2 кю ки-айкидо) и Кирюхин Алексей (Инструктор Московской федерации ки-айкидо, 1-й дан ки-айкидо).

Пишите нам в случае возникновения вопросов/комментариев,.
Если Вы владеете английским языком то почитать беседы и задать вопрос непосредственно Куртису-сэнсею можно на сайте
http://curtissensei.com/?cat=8&paged=2 под соответствующим материалом.
Либо вы можете обратиться с вопросом к Куртису-сэнсею на русском языке пометив вопрос в комментариях к данной статье.
Ответы Куртиса-сэнсея будут размещаться по мере их получения.