Правила для инструкторов в Ки-Айкидо. Правило №1​​​​​​​


Мы начинаем публикацию бесед Кристофера Куртиса со своими учениками о тринадцати правилах для инструкторов в Ки-Айкидо. В сегодняшнем материале обсуждается правило №1.

Куртис сэнсей - обладатель 8-го дана ки-айкидо, шеф-инструктор Гавайской федерации ки-айкидо, официальный ки-лектор (http://curtissensei.com)

Тринадцать Правил для Инструкторов: Правило №1

22 января 20016, Кристофер Кёртис


Добрый вечер. Мы начинаем новый этап дискуссий. Для обсуждения мы выбрали серию высказываний Коичи Тохея Сенсея, которые он написал много лет назад и назвал «Тринадцатью Правилами для Последователей».


Перед тем, как мы начнем с правила номер один, я думаю, будет уместно сказать несколько слов о том, что это за правила в целом. По сути, это тринадцать, как мы их называем, «правил». Я точно не знаю, откуда произошло слово «последователи» и почему выбрали именно этот термин. Это очень редкое и практически не используемое в английском языке слово. Большинство людей не знает, что оно значит. Конечно, оно трактуется как «тот, кто проходит упорядоченное обучение». Но на самом деле в оригинале, на японском языке, напоминает Саяка, используется слово «инструкторы». В действительности заголовок такой: «Тринадцать Правил для Инструкторов». Так почему тогда в переводе – «последователи»? Я могу лишь предположить, что переводчик, возможно, пытался охватить всех и каждого, а не только инструкторов. Когда ты составляешь правила, то, возможно, тебе хочется адресовать их всем. Другое слово в японском варианте означает «правила». Я имею в виду то, что, когда мы переводим это слово с японского на английский, оно означает «правила» в английском. Так что Тохей Сенсей действительно хотел сказать «правила».


Я думаю, вы все их читали. Они напечатаны в нашем наставлении по обучению. Я не буду зачитывать все тринадцать пунктов сейчас. Постепенно мы до них доберемся. Но, безусловно, они звучат как наставления: как быть, как действовать. Это то, чем по сути являются правила. «Делай так, не делай так». Вначале, когда у нас не так много опыта, нам нужны правила. Нам нужны правила в нашем обществе, иначе мы не смогли бы ужиться вместе. Мы должны следовать правилам. Недостаток правил в том, что, как всем известно, мы воспитываемся с детства, слыша слово «должны». «Вы должны делать так, не должны делать эдак». И эта обусловленность, которую мы выстраиваем, определяет наш характер. И этот характер, хорошо это или плохо, находится где-то между тем, что мы «должны» и «не должны». Когда мы поступаем так, как нас научили, как мы должны делать, мы чувствуем гордость за самих себя и ощущаем превосходство над другими людьми. И это довольно опасно в плане социализации. А когда мы делаем так, как не следует, исходя из своих убеждений, мы чувствуем стыд и виним себя за то, что поступили неправильно. Это также мешает взаимодействовать с людьми. Вы, возможно, задаетесь вопросом, зачем мы так поступаем с собой? Почему мы так поступаем со своими детьми? Ведь все мы так делаем. Мы все учим наших детей быть «хорошими» мальчиками или девочками. А если они не «хорошие», мы считаем, что с нами что-то не так. Может, мы недостаточно «хорошие» родители, и нам следовало бы быть лучше. Может, нужно было поступить иначе. Мы постоянно пытаемся выяснить, как поступить правильно. И когда наши дети ведут себя не так, как нам хотелось бы, мы обвиняем их и затем пытаемся их исправить. Так это продолжается и переходит от поколения к поколению.


Таким образом мы наполнили себя этим противоречием сполна. Как говорит Тохей Сенсей: «Мир относительный наполнен противоречием», – вот поэтому он и наполнен противоречием. Ведь мы уже являемся такими, какие есть. Никто из нас не соответствует всем «должен» так же, как никто из наc не выполняет всех «не должен». В каждом из нас есть комбинация из всего этого. В каждом из нас есть противоречия, и мы пытаемся разобраться с ними с помощью 13-ти правил о том, как вести себя друг с другом. Но угадайте, что мы делаем с этими правилами? Мы создаем еще больше противоречия. Когда у нас не получается им следовать или, когда мы начинаем стремиться к ним, как к цели – а эта цель всегда где-то в будущем – и когда нам не удается ее достичь, мы обвиняем самих себя в том, что делаем что-то неправильно.


В самом начале нам действительно нужно вести себя определенным образом, что повышает нашу способность слышать и следовать учению и открывает возможность произойти тому, что должно произойти. И то, чему действительно необходимо случиться, если вы инструктор – это то, что вы будете действовать по этим правилам. Слово «должны» нужно заменить словом «будете». И это слово, в свою очередь, когда-нибудь будет заменено на слово «действуете».


Интересно то, что здесь мы снова сталкиваемся со знакомым парадоксом. Если мы пытаемся следовать неким правилам и стремимся стать кем-то, мы зачастую только отдаляемся от цели, понимаете?


Позвольте мне прочесть вам Шокушу «Рэйсэйсин», который прекрасно описывает ситуацию, в которой мы находимся:

«Люди одарены разумом, который напрямую связан с разумом вселенной. Это и есть Рэйсэйсин. Луна ясно отражается в воде, когда вода спокойна. Таким же образом, когда наши разум и тело едины и спокойны, наш Рэйсэйсин проявляется в полной мере. Как только это происходит, все страдания и дурные желания исчезают, и вселенский разум любви и защиты всего на свете появляется в нас. Давайте будем стремиться осознать Рэйсэйсин»

То, что описывается здесь, главным образом соотносится с первым из 13-ти правил:

«#1 – Ки-практика открывает нам путь к единству со вселенским. Объединить душу и тело и стать единым целым с самой природой – это и есть главная цель Ки-практики.»

Саяка, прочти, пожалуйста для нас то же самое на японском. (Саяка читает правило #1 на японском)

Спасибо. Теперь позволь, я еще раз прочту его. (читает правило №1 еще раз). Это перевод, который был сделан для нас еще в ранних 70-х в главном штабе в Японии. Я без понятия, кто переводил этот текст. Но Саяка перевела его для нас с японского еще раз, и текст звучит довольно похоже:

«Айкидо – это путь к объединению с Ки вселенной. Нам следует сделать основной целью нашей практики – объединить душу и тело и стать одним целым со вселенной.»


Главным образом, Тохей Сенсей говорит здесь, что, если мы объединяем душу и тело… «мы одарены разумом, который напрямую связан с разумом Вселенной». Это и есть Рэйсэйсин, и поэтому я только что прочел это Шокушу. Если мы объединяем наши душу и тело и спокойны, тогда наша сущность уже отражает вселенское или Рэйсэйсин, разум вселенной. Другими словами, это наша природа. Все, что нам нужно делать, это оставаться в спокойствии, объединив разум и тело. А если мы пытаемся следовать правилам – а правила создают противоречия в нашем разуме и теле – то как мы сможем находиться в спокойствии и сохранять единство разума и тела?


Тохей Сенсей всегда говорил нам: «Вы можете сделать это прямо сейчас. Не думайте, что нужно ждать много лет того, чему я вас учу. Вы уже можете это сделать.» Когда вы впервые приходите в додзе, вы можете осознать это и можете получить опыт объединения разума и тела, а значит – ощутить Рэйсэйсин, и, следовательно, вашу истинную природу. Наша естественная природа и есть та самая естественная природа. Мы уже объединены со всем остальным в мире. Мы просто не замечаем этого. Мы практикуемся, так что мы сможем научиться замечать это.


Самое главное – это сущность нашей практики. Нам важно убедиться, что сущность нашей практики не создает конфликта в нас самих, из-за чего мы перестаем замечать что-либо. Если вы задумаетесь, большинство людей и все мы в какой-то момент жизни – возможно, кто-то из вас до сих пор – используем такой подход при выстраивании карьеры, отношений с партнером, детьми, родственниками или друзьями, коллегами, подход к обучению, который создает конфликт, потому что мы всегда стараемся достичь великой цели. А стараемся мы, потому что наши родители говорили нам, что мы «должны» это делать. Что мы должны вести себя определенным образом. И пока мы этого не осознаем в себе, конфликт остается внутри нас.


Две эти вещи очень плохо работают вместе. Итак, мы приходим в додзе, тренируемся какое-то время и испытываем приятное ощущение, а затем отправляемся в обычную жизнь и начинается: «О, в мире все еще столько борьбы. Я не чувствую себя лучше». Верно? Так что мы должны тренироваться еще больше. Нам нужно научиться жить в спокойствии, равновесии, мы называем это «удерживать одну точку» или «расширять Ки», во всеохватывающей осознанности в каждый момент времени и при любых обстоятельствах. Так наша практика потом станет образом жизни. Под практикой мы подразумеваем «как жить». Это жизненный путь. Это не что-то, что ты берешь и делаешь. Практика – это не то, что ты делаешь исключительно в додзе или когда просыпаешься по утрам и медитируешь. Практика – это и есть жизнь. Вот чем является практика. Эта практика. Практика Шугё, которая означает – быть в настоящем, быть осознанным и воспринимать все, что происходит вокруг, быть открытым ко всему в каждый момент времени. Абсолютно ко всему.

Вспомните четыре принципа практики:

  1. Проявитесь.

  2. Будьте открытыми ко всему, что здесь происходит.

  3. Следуйте этому без предубеждений, аккуратно.

  4. Примите любой результат.

Как только появляется результат, все начинается заново. Эти четыре пункта постоянно происходят с нами в каждый момент нашей жизни. В таком случае практика становится частью нашей жизни: мы всегда находимся здесь и сейчас, мы всегда проявляемся, всегда открыты, всегда внимательно следуем за тем, что происходит вокруг нас, даже если мы за рулем или обедаем – всегда есть что-то, во что мы вовлечены, мы принимаем, что бы ни происходило – любую еду, любую обстановку на дороге, человека, который с нами говорит, что бы он ни говорил, чем бы он не был обусловлен. Все, с чем вы сталкиваетесь.


Это и есть наша практика. И чем больше получается сохранять единство души и тела, оставаться спокойным или «Удерживать Единую Точку» в любых обстоятельствах, тем более «зрелыми» вы становитесь в этой дисциплине, в этой практике. Это зрелость. Существуют разные виды зрелости. Бывает зрелость в бизнесе, в музыкальном мастерстве, в искусстве, можно быть зрелым адвокатом. Во всем, неважно, чем вы занимаетесь, есть зрелость. В самом начале вы еще новички, совершаете много ошибок и остро на все реагируете, правда? Ведь приходится «терпеть» много всего, потому что вас это раздражает, но вам нужно быть «хорошим мальчиком». Так что вы миритесь с этим. Но когда вы становитесь более зрелыми, вам уже не нужно это терпеть, потому что вы так сильно уже не реагируете. Одним словом, вы теперь спокойны. Вы понимаете, откуда берутся дискомфорт и раздражение. Они приходят изнутри! Не от кого-то другого, не из внешнего мира, не от обстоятельств. Это всегда приходит изнутри – из каждого из нас и для нас. И когда мы начинаем это понимать, мы начинаем становиться более зрелыми.

Так что я прочту перевод высказывания еще один раз, а точнее, оба варианта еще раз.

Версия Штаб-квартиры:

«Ки-практика открывают нам путь к единству со вселенским.»

Это не совсем то, что говорится в оригинале. Точная формулировка звучит так:

«Айкидо – это путь к объединению с Ки Вселенной.»

Совсем по-другому.

Второе предложение версии Штаб-квартиры такое:

«Объединить душу и тело и стать единым целым с самой природой – это и есть главная цель Ки-практики.»

Прямой перевод звучит так: «Нам следует сделать основной целью нашей практики – объединить душу и тело и стать одним целым со Вселенной». Еще раз: «стать одним целым со Вселенной». Мы знаем из высказывания Коичи Тохэя Сенсея «Рэйсэйсин», что вы уже объединены, и остается только лишь это заметить. Это понятно?


Ученик: Итак, это зрелость. Допустим, мы работаем, делаем что-то каждый день, весь день, и в какой-то момент оказываемся в точке, в которой уже не нужно слишком много думать, и, если кто-то подкинет вам сложную задачу, вы знаете, как с ней справиться, потому что вы уже делали это раньше. Но если вы, скажем, решите переквалифицироваться, то вы снова начнете ошибаться, потеряете уверенность в себе, и появится склонность к раздражению, или…

Да, хороший вопрос. Думаю, вас это не удивляет, однако…


(Ученик перебивает и просит уточнить, что имел в виду тот, кто задал вопрос)

Ученик: Мой вопрос о практике, ведь когда у вас много опыта в чем-то, вы естественным образом становитесь спокойным, когда выполняете это. Но если вы в чем-то новичок, вы уже не так спокойны. Вы стараетесь быть спокойным, но это ведь фальшивое спокойствие, не так ли?

Итак, если вы «привыкли» к какому-то занятию, необязательно, что вы в нем зрелы. Вы необязательно достигли зрелости, занимаясь этим. Это просто привычное дело, нечто обыденное, о чем не нужно тревожиться. Оно вас не сильно беспокоит. Но если в процессе кто-то другой вас может вывести из равновесия, то, возможно, вы еще недостаточно зрелы. Таким образом, когда я говорю, что каждая дисциплина имеет свою стадию зрелости, я подразумеваю то, что каждая дисциплина может привести вас к зрелости, или мы можем достичь зрелости через нее. Но совсем необязательно, что это случится, если вы просто в чем-то хороши и занимаетесь этим очень долгое время. Это не то же самое, что зрелость. Если вы выполняете одну конкретную работу и достигли зрелости, то при этом вы можете быть новичками в чем-то другом, и все же вы будете оставаться зрелыми в том, как вы относитесь к освоению чего-то нового. Если вы начинаете что-то, что вам еще не знакомо, и если это выбивает вас из колеи, то значит, вы не были достаточно зрелыми в предыдущей своей работе.

Ученик: спасибо, Сенсей.

Ученик: Сенсей, можете перевести само слово «Рэйсэйсин»?

Саяка, переведи, пожалуйста, «Рэйсэйсин».

Саяка: «рэй» – это «дух», «сэй» – это «сущность» или «происхождение», и «син» – это «разум».

«Первозданный дух разума» – так можно сказать. Тохей Сенсей называл его просто «первозданным разумом» и иногда «божественным духом». Но он нечасто использовал такую формулировку, потому что для нас на западе она звучит как что-то религиозное. И все мы, ну или большинство, особо реагируем на вещи, связанные с религией, потому что вся идея «Бога» пугает людей, поэтому с этим возникают проблемы.

Но на самом деле это вовсе не страшно. Все, что он делал – просто говорил: «Смотри, вот оно, прямо здесь». Ты можешь называть это как угодно, но лучше бы тебе к этому привыкнуть!

Все понятно?

Ученик: да, спасибо.

Ученик: это не совсем вопрос, а, может, и вопрос. Я часто замечаю за собой, что оказываюсь в ловушке. Я слышу чьи-то слова и думаю «о, я это знаю». Но на самом деле это не значит, что я так поступаю. Теперь я оказываюсь в точке, в которой мне четко понятно, выполняю ли я это или только знаю. Это произошло, пока вы говорили. Я чувствовал себя дискомфортно, потом заметил это состояние и просто отпустил, и теперь я могу выполнять это и дальше. Для меня это обычная ошибка или вроде того.

Да, это хорошая мысль и, я думаю, все понимают, о чем речь. И, возможно, это благоприятный момент для того, чтобы напомнить себе о том, что мы можем быть только там, где мы есть сейчас. Мы не можем быть там, где нас нет. И мы можем быть только сейчас и ни в каком другом моменте времени. И это нормально. Так что у нас нет выбора.

Но довольно часто люди пытаются притвориться теми, кем они не являются или воображают, что они находятся где-то, где на самом деле их нет. И, наоборот, иногда мы занимаем позиции, для которых пока еще не имеем достаточной квалификации. Однако нам все равно дают должность, потому что нуждаются в нас. И эта ситуация не создает проблему, я надеюсь, а наоборот, дает нам возможность, как бы сказал Сузуки Сенсей, удвоить усилия и заглянуть еще глубже, отмечать более детально, целиком принять и охватить всесторонне, и вы станете зрелым в том, что вам было поручено.

Ученик: таким образом, Сенсей, можем ли мы рассматривать правило как переходный этап, например, “как если бы " это было так? Ведь когда мы начинаем, мы еще не осознаем, что такое первозданный разум. А правило как бы подсказывает и помогает нам до тех пор, пока мы сможем отпустить это правило.


Да, это инструмент. Правила – это инструменты. И, конечно, они по-своему полезны.

Например, если вы религиозный человек, то вы опираетесь на религиозные тексты – на Библию, Коран или Сутру. Это очень полезные инструменты в определенной степени. Но в какой-то момент вам придется «сжечь Библию», или же тот переход, благодаря которому вы сможете взаимодействовать напрямую со Вселенной, не случится. Вы будете связаны этими правилами. Очевидно, это и происходит в большей части Ислама прямо сейчас, отсюда все трудности в принятии того мира, в котором они живут. Я имею в виду, например, что самое ужасное можно сделать? Сжечь Коран. Это самое ужасное, что вы можете сделать. Даже наступить на него считается оскорбительным. И вас могут убить за то, что вы наступили на Коран. Это означает – быть связанными правилами, по-настоящему застрять в них. Это не означает, что мы должны пойти и начать наступать на религиозные книги – это инструменты, наполненные великой мудростью. Я не выступаю за то, чтобы делать что-то оскорбительное или пренебрежительное, НО продолжайте идти вперед. Здесь негде останавливаться. Нет такого места, в котором можно остановиться и сказать: «Ну все, теперь я все умею. Я все знаю».

Ученик: Дзен предписывает: «Если ты встретишь Будду на дороге, убей его».

Да. Так и есть. И никто не рекомендует никого убивать.


Ученик: Сенсей, вы говорили о том, чтобы пребывать в настоящем, но ведь все эти правила описывают что-то, что еще не случилось в настоящем, что-то из будущего, к чему мы стремимся. Я думаю, мой вопрос в том…вы говорили об этом раньше, что, когда вы готовите что-то, планируете обед, у вас есть идея о том, что вы хотите. И когда вы приступаете к чему-либо подобному, то на самом деле вы не живете в настоящем в этот момент? Вы помещаете себя в будущее.


Да, это хороший пример. Планирование обеда – это план на будущее. Если говорить обо мне, я, как ответственный работник, готовлю еду, но я не шеф-повар. Я готовлю для своей семьи. Собственно, к 7 или 8 утра мне хорошо бы знать, что приготовить на обед, и сколько человек придет. И вот я иду в магазин, покупаю то, что мне нужно для обеда. Но кто-то скажет: «Но ведь шеф-повар делает иначе. Он идет на рынок, покупает самые лучшие и свежие продукты и готовит обед, исходя из этих продуктов». Хорошо, в таком случае, если так выглядит зрелость в мастерстве кулинарии, то значит, я еще недостаточно овладел этим мастерством, при моем чисто обывательском подходе. Я всего лишь предоставляю своего рода услугу, и это нормально. Я не претендую на что-то большее. Я не особо стремлюсь быть лучше, чем есть. Время от времени я позволяю себе расслабиться и придумываю что-нибудь эдакое. Но это довольно опасно.


Нам приходится планировать все, что мы делаем. И, как говорят военные: «Даже самый продуманный план рушится при первой встрече с противником». Другими словами, вы можете спланировать атаку, но вы никогда не знаете, что случится на самом деле. Когда процесс пошел, всегда происходит что-то по-другому, к чему вам приходится приспосабливаться. Вы планируете, что будете есть сегодня вечером, но вы не начинаете это готовить прямо сейчас. Сейчас вы только тщательно планируете. Идете в магазин, находите то, что лучше всего сейчас подходит для вашей цели. А затем, наконец, готовите в настоящем моменте и едите тоже в настоящем моменте. Но если бы вы не спланировали это, ваш холодильник был бы пуст.

Итак, нам нужно планировать. Я не знаю, кем вы работаете, но в моем деле мне приходится составлять план на каждый день, иногда на недели, месяцы или даже годы вперед. Все запланировано. Я поместил свое расписание на сайт. Распланирован весь год, прописан каждый день. Я уезжаю 6-го мая в Европу и возвращаюсь 13го июня. Линн будет сопровождать меня какую-то часть этой поездки, и все это должно быть спланировано заранее. Нам нужно покупать билеты, бронировать отели, анонсировать семинары и т. д. Мир управляется через планирование.


Суть в том, что да, вам приходится планировать. Но вы остаетесь здесь и сейчас, пока вы делаете это. Вы не мечтаете, не воображаете. Мы называем это «подменой действительного желаемым». Вы не мечтаете о том, чтобы все изменилось определенным образом, отличным от того, как есть сейчас. Вы не одурачены книгой «Секреты» – возможно, самой, что ни на есть, вредной книгой, написанной для современного человека – потому что все это высосано из пальца. «Все так прекрасно…Ооо, я могу пожелать быть здоровым, богатым, могу пожелать избавления от рака, или вот ту девушку или вон того парня...» Это жизнь «в спящем режиме», жизнь в воображаемой Вселенной. Вот что мы здесь имеем. Вы делаете все, что возможно, и когда происходит нечто, противоречащее вашему плану, это ваш тест на зрелость. Это ваш Ки-тест. Достаточно ли вы зрелы, или вы сейчас среагируете, затем замкнетесь в себе, будете терпеть и смиритесь? Или с вами все хорошо, и вы можете идти дальше?


Это самое сложное для всех нас, не правда ли? Когда возникает противоречие, то, не знаю, как вы, но для меня это то, над чем я работал и продолжаю работать до сих пор, со своей реакцией, которую, как кажется, надо либо выражать, либо подавлять. Но оба варианта ошибочны. Зачем вы реагируете на то, что находится вне вас? Это же и есть вы. Зрелость подразумевает, что вы осознаете то, что именно вы сами являетесь источником всего и именно вы провоцируете появление всех своих чувств и мыслей. Но это не делает их реальными или значимыми. Они просто существуют.

Как-то я рассказывал вам о наклейке на бампере со словами «не верь во все, о чем ты думаешь». Там следовало бы написать: «Не верь ничему, о чем ты думаешь!»


Нам хочется соприкоснуться с этим спокойствием, потому что это то, что мы все любим – это состояние единения души и тела. И когда кто-то атакует вас – словесно, эмоционально или физически и, как говорит Тохей Сенсей, если вы тренируетесь в зале, вы можете это ощутить, то эти люди хотят привлечь к себе ваше внимание – поэтому они на вас нападают. Но вы не сможете удовлетворить их. Это бездонная яма. Вы никогда не удовлетворите их, давая им то, что они хотят. На самом деле им нужно полноценное внимание, а оно есть в любви, спокойствии, в единстве души и тела – то, что является их первозданной природой, их естественным состоянием. Так что в Айкидо мы практикуем именно это, удерживать Единую Точку, osaeru. Поэтому когда кто-то нападает, вы здесь для него, принимаете его, приглашаете его. Мы называем это «вести партнера», но мы предлагаем ему свободный путь, а не тот, который уведет его подальше от свободы.


Конечно, я часто говорю – пожалуйста, старайтесь больше медитировать, дышать, приходите на все тренировки, на которые сможете прийти. Я действительно так считаю – это хорошее правило. Разумеется, иногда у вас не получается прийти, и вам нужно знать, когда лучше остаться дома, а когда нет. Например, после этой дискуссии я пойду домой, потому что я сейчас простужен. Как-то раз я говорил Дэвиду о том, что бороды прекрасны. Борода – это красиво. Но вы должны быть уверены в том, что отпускаете бороду не потому, что вам лень бриться. Так и во всем остальном, все имеет значение. Когда мы тренируемся, мы замечаем, что мы выбираем, что мы делаем, что наша обусловленность пробуждает в нас, что нас привлекает.

Мы замечаем себя, какие мы есть, и этот процесс все меняет. Вы не должны что-то предпринимать, достаточно заметить. Будьте внимательны. Внимательность нам помогает развиваться, меняться и становиться более зрелыми.


Вся суть в том, чтобы обращать внимание, это и есть практика. Быть в настоящем и осознавать все, что вокруг, не пытаясь что-либо сделать или не сделать – это не движение вперед. В то же время, пожалуйста, не причиняйте никому вреда и не будьте жестокими, не говорите ни с кем грубо, и лишний раз не обвиняйте себя по пустякам.

Вот и все, есть еще вопросы?

Спасибо вам большое.


Перевод статьи - Христина Зарембо (3-й кю ки-айкидо) и Кирюхин Алексей (Инструктор Российский федерации ки-айкидо, 2-й дан ки-айкидо).

В случае возникновения вопросов/комментариев, пишите здесь в блоге.
Если Вы владеете английским языком то почитать беседы и задать вопрос непосредственно Куртису-сэнсею можно на сайте: 
http://curtissensei.com/wp-content/uploads/2016/04/Thirteen-Rules-for-Disciplinants-1.pdf под соответствующим материалом.
Либо вы можете обратиться с вопросом к Куртису-сэнсею на русском языке пометив вопрос в комментариях к статье.
Ответы Куртиса-сэнсея будут размещаться в блоге по мере их получения.