Тайги и соревнования в Ки-айкидо

Уэсиба-сэнсэй учил, что айкидо основывается на принципе «неприятия разногласий», и поэтому исключил соревнования из айкидо. Однако, принцип «неприятия разногласий» может быть понят неверно — как уход от проблемы, убегание. На самом деле, во время конфликта, тот, кто по-настоящему расслаблен и спокоен — имеет преимущество.

В спортивных соревнованиях часто бывает так, что сила сталкивается с силой и сильнейший выигрывает. Айкидо не сталкивает силу с силой, а преодолевает силу путем объединения с ней и ведения.

Настоящие значение несопротивления — это сохранение «расслабленной наполненности» перед лицом конфликта, уважение Ки оппонента и ведение его к «неповреждающему» завершению.

Коичи Тохей (Koichi Tohei), говоря о принципах Син Син Тойцу Айкидо, постоянно напоминал, что если вести человека туда, куда он хочет идти, он пойдёт туда с радостью. Если желать ему пользы — он не будет сопротивляться. Но если относится к людям эгоистично, то они будут сопротивляться и проявится конфликт. Тот, кто думает только о себе, не заботясь о последствиях своих действий для окружающих или природы — эгоист. Если в Айкидо используются такие намерения, как: «Я брошу тебя», «Я дам тебе возможность двигаться» или «Я хочу контролировать тебя» — это проявление эгоистичного ума. У нас у всех есть склонность становиться эгоистичным. Однако, в таком состоянии практически невозможно правильно выполнять приемы Ки-Айкидо. В Ки-айкидо тренировка направлена на достижение единства разума и тела, единства взаимодействия с партнёром, чтобы «Мы с партнёром двигались вместе».

Техника Айкидо выполняется при помощи тела. Поэтому, чаще всего, мы склонны думать только о нашем видимом — о теле, и забываем о невидимом — о разуме, который движет нашим телом. Если прикладывать силу, чтобы бросить партнера, то он, чувствуя желание партнёра, будет пытаться сопротивляться ему. В результате получается столкновение с партнером. Для того, чтобы правильно выполнять приемы в Айкидо, необходимо успокоить свой разум и расслабить тело ещё до того, как появится мысль о броске. Когда человек начинает заботиться лишь о себе — следует ещё раз прочитать и осмыслить «5 основных принципов Единения души и тела в айкидо», написанные Коичи Тохеем. Поняв эти принципы, можно понять свои ошибки и исправить их.

5 основных принципов Единения разума и тела в Айкидо:

  • Отпустите ваше Ки,
  • Почувствуйте Ки вашего партнера,
  • Уважайте Ки вашего партнера,
  • Поставьте себя на место вашего партнера,
  • Уверенно выполняйте технику.

Коичи Тохей всегда учил: «Пусть у нас будет разум единый со Вселенной, который любит и защищает все живое и помогает всему расти и развиваться. Объединение нашего разума и тела со Вселенной и есть цель нашего учения». Когда мы находимся в единстве со Вселенной, то всё становится на свои места, всё получается, в том числе и техника Айкидо.

Те, кто изучают Ки-айкидо, используют свое драгоценное время для того, чтобы понять, как использовать единство тела и разума в Айкидо, а затем применять эти знания в повседневной жизни. Основная цель тренировок Айкидо в том, чтобы развивать своё Ки, сохраняя единство с окружающим миром. Для того, чтобы была возможность проверить и показать это на высоком уровне Коичи Тохей начал проводить соревнования по Тайги.

Ки-айкидо и Тайги

Тайги — комплекс определённых техник Ки-айкидо. Всего определено 31 Тайги. Большинство комплексов состоят из 6 приёмов. Во время соревнования демонстрируются Тайги по обязательной и произвольной программе, перечень и количество которых определяется организаторами соревнования. Произвольные Тайги означают, что участники сами определяют те Тайги, которые они будут демонстрировать. Обязательные — перечень Тайги, которые необходимо демонстрировать всем участникам.

Соревнования по Тайги не являются способом выяснить кто сильнее, по отношению к своему партнеру. Взаимодействие с партнёром отличается от поединка. Соревнования по Тайги позволяют проверить уровень своего мастерства Син Син Тойцу (координации души и тела) выполняя техники Айкидо со своим партнёром перед зрителями и судьями, которые судят по довольно строгим критериям. Наиболее важными судейскими критериями являются:

  • Фудоусин (равновесие, баланс),
  • Соблюдение правильного ритма,
  • Наполненность Ки (величие, красота, амплитуда).

Существуют также десятки дополнительных критериев, но вышеперечисленные являются наиболее важными. Детально оцениваются, основываясь на этих критериях, не только само тайги, но и выход на татами, уход с него, поклоны. Судьи никогда не дают хорошие баллы только за исполнение приемов. Если же сохраняется единство разума и тела и показывается хорошая техника, то судьи дают хорошую оценку выступлению. Навыки айкидоки, наработанные ежедневной практикой, становятся очень ясными во время соревнования по Тайги.

Тайги выполняется двумя людьми: один выполняет нападение и страховочное падение, а другой — демонстрирует технику Айкидо. Если участники всегда сохраняют спокойствие и выполняют тайги в правильном темпе, то время выполнения каждого тайги соответствует нормативному. Поэтому, соревнование по Тайги позволяет понять кто на что способен, проверить и показать насколько глубоко единство разума и тела у каждого участника в отдельности, а также уровень гармоничного взаимодействия со своим партнёром.

Международный чемпионат по Тайги ки-айкидо проводится в Японии, в Хомбу Додзё Коичи Тохея каждые 4 года. Российская федерация ки-айкидо начала участвовать в 2008 году, сразу продемонстрировав достойный результат:

  • Пара из Москвы (нагэ Мельцев Александр и укэ Соловьев Дмитрий) заняла 5-е место среди 32 пар (1-е место среди иностранных участников) в номинации «Китэй тайги и Тайги с оружием»,
  • Пара из Хабаровска (нагэ Плясова Ирина и укэ Симаченко Андрей) заняла 5-е место среди 32 пар (2-е место среди иностранных участников) в номинации «Китэй-тайги и Тайги по-выбору».